Главная » 2016 » Март » 28 » Вот почему в Финляндии самые лучшие школы
17:01
Вот почему в Финляндии самые лучшие школы

Пусть дети будут детьми.

 

       Профессор Гарварда Говард Гарднер когда-то советовал американцам, "Учитесь у Финляндии, которая имеет более эффективные школы и которая делает противоположное тому, что мы делаем у себя в Соединенных Штатах."

       Воспользовавшись этой рекомендацией, я привел своего семилетнего сына в начальную школу в Йоэнсу (Финляндия), который расположен на самом дальнем востоке Европейского союза там, где границы ЕС упираются в сторожевые башни России.

         В течение семестра я преподавал в Университете Восточной Финляндии, и мне пришлось воспользоваться советом Гарднера. В результате случилось так, что за эти пять месяцев моя жена, мой сын и я испытали настоящее приятное потрясение от той школьной системы, с которой мы встретились.

         Исторически система образования Финляндии получает самые высокие оценки, и занимает первое место в мировом рейтинге грамотности населения.

       В Финляндии дети до 7-ми лет формально не получают академического обучения. В этом возрасте дети посещают детский сад и учатся через игры, песни и беседы. Большинство детей, даже самые младшие, ходят в школу пешком или на велосипеде. Уроки короткие, а домашние задания, очень легкие и интересные, что не формирует к ним отторжения.

       Не бывает плохой погоды, бывает неправильная одежда!

        В отличие от Соединенных Штатов, где многие школы сократили перерывы между занятиями, в Финляндии школьники каждый час имеют обязательный 15-минутный перерыв для свободного общения и игр. Свежий воздух, природа и регулярные перерывы для физической активности считаются двигателем обучения. Здесь работает принцип "Не бывает плохой погоды, бывает неправильная одежда!"

        Как-то вечером я спросил своего сына, что они делали на занятиях в тот день? "Учитель отвел нас в лес с картой и компасом, и мы должны были найти выход" - сказал он.
     Финляндия не тратит время и деньги на низкокачественное массовое стандартизированное тестирование детей. Вместо этого детей оценивают каждый день, путем прямого наблюдения, используя различные стимульные материалы, викторины и опросники, созданные учителями.

 

Пусть дети будут детьми

       В классе детям разрешается веселиться, разговаривать и даже немного вздремнуть. В финской школе реализуется принципы, которые я встречал снова и снова: "Пусть дети будут детьми", "Игра — это работа ребенка." и "В игре дети учатся лучше".

       Эмоциональный климат типичного класса - забота, безопасность, уважение и поддержка. Там нет заведомых сценариев уроков, нет никаких квази-армейских требований: ходить по прямой линии или сидеть прямо. Как сказал мне один китайский студент-практикант, учившийся в Финляндии: "В китайских школах, вы чувствуете себя, как в армии. Здесь же, вы чувствуете себя частью семьи, которая заботится о вас и помогает вам жить в Финляндии."

       Финские учителя пользуются огромным доверием и уважением в обществе наряду с врачами, отчасти потому, что они должны иметь степень магистра в области образования с обязательной специализацией и школьной практикой.

       "Наша миссия, заключается в том, чтобы защитить наших детей от политиков", - сказал мне один профессор финского дошкольного образования. "У нас даже есть этическое и моральное право сказать бизнесменам, чтобы те держались подальше от здания школы". Вместе с тем, любой гражданин Финляндии может свободно посещать любую школу, когда заблагорассудится, но его цель должна быть понятной. Педагоги являются конечной властью в области образования, а не чиновники и не разработчики педагогических технологий.

 

Игра — это работа ребенка

       Финляндия в национальном масштабе поставляет высококвалифицированных, пользующихся большим уважением и высоко профессиональных учителей, которые способны реализовать индивидуальный подход к ребенку, управлять классом с любым количеством учеников, творчески обогащать, развивать и корректировать учебные программы, поддерживать свою физическую форму, не иметь вредных или пагубных привычек, быть стрессоустойчивыми и способными формировать и поддерживать атмосферу безопасности, сотрудничества, заботы и уважения детей в классе.

       Однажды в ноябре, когда первый снег только что покрыл эту часть Финляндии, я услышал за окном моего офиса, которое выходило на школьную игровую площадку, какое-то волнение, шум. Я заинтересовался и выглянул в окно. Вся площадка была заполнена детьми. Они стояли среди высоких сосен и наслаждались первым днем наступившей зимы. "Вы слышите?" спросила учительница, одетая в желтый светоотражающий жилет безопасности. "Это", сказала она с гордостью, "голос счастья".

       Уильям Дойл

       Los Angeles Times

       Перевод с англ. "Страдис"

Просмотров: 1055 | Добавил: Alar | Теги: ШКОЛА, финская | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]