Главная » 2020 » Апрель » 10 » Л. Шобырева. Как говорить с родителями о плохом поведении их ребенка
19:33
Л. Шобырева. Как говорить с родителями о плохом поведении их ребенка

Как говорить с родителями

о плохом поведении их ребенка

и выстраивать отношения сотрудничества

Рекомендации педагогам

      В школьной жизни есть ситуации, когда педагогам необходимо сообщать родителям не только позитивную, но и негативную информацию о детях. И очень важно, чтобы эта информация была донесена и принята без обострения отношений.

        К сожалению бывает, что педагог и родители не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролевых позиций, которые они занимают в этом диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональному непониманию и даже конфликтам. Как же их избежать?

        Рекомендация 1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество

      Прежде всего, перед встречей нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, из которого вы собираетесь сообщать родителям ту или иную информацию об их ребенке, настроиться на взаимодействие.

       Если вы недовольны ситуацией, то ваши слова могут прозвучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель, скорее всего, воспримет как нападение и постарается защититься.

Что делать?

        1. Необходимо осознать свои чувства в связи со случившимся, и если это злость, возмущение, обида и т.п., то это может означать, что вы еще не готовы к конструктивному сотрудничеству, и родитель вас может не понять.

Поэтому, перед разговором необходимо эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить свое внимание на что-то более позитивное, чтобы восстановить свой психологический баланс.

Нужно подумать, за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы:

- Как эта ситуация мешает моей работе?

- Как она препятствует успешной социализации и развитию ребенка?

Только после ответов на эти вопросы вы сможете быть аргументированно убедительным в разговоре с родителями;

При общении необходимо учитывать и свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребенке.

       2. В разговоре необходимо аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что у вас с ними общая цель – развитие и благополучие ребенка.

Здесь следует делать акцент на достижениях ребенка, его активах, даже если они для вас и не очень существенны.

          Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения

Если вы будете знать и использовать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать возможного сопротивления.

           Вот эти основные техники:

1. «От негатива к позитиву»;
2. «От поиска виноватого к поиску решения проблем»;
3. «Речевые штампы для сотрудничества»;
4. «Стиль “Адвокат”».

Техника 1. «От негатива к позитиву»

Сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, согласиться, присоединиться и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут принять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка.

Здесь важно делать акцент на достижениях ребенка, даже если они не значительные.

Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе.

егативная форма Позитивная форма
«Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми» «Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми»
«Ваш ребенок гиперактивный, неусидчивый, непослушный» «Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Не сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца. Давайте поразмышляем, чем мы можем ему помочь»
«У Вашей дочери начинается истерика всякий раз, когда ей что-то не дают!» «Ваша дочь всегда знает, что хочет и способна настаивать на своих желаниях. Это говорит о ее целеустремленности. Но иногда ей бывает трудно справиться с ограничениями. Давайте вместе подумаем, как можем ей в этом помочь».
          Техника 2. «От поиска виноватого к поиску решения проблем».

В разговоре с родителями более целесообразно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным и тревожащим моментам.

Когда вы будете сообщать неприятные моменты, важно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. А завершать такой разговор стоит на хорошей ноте, выражая уверенность в позитивных изменениях. Например: «Лиза сегодня хорошо усвоила правила новой игры. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Маши альбом и краски. Я уверена, что если дома с ней поиграть в игры на соблюдение правил, то она будет лучше их выполнять на наших занятиях. Это позволит ей быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная!»

Техника 3. «Речевые формы для сотрудничества».

Обращаться к родителям в виде просьб, а не требований. Например, полезно начинать разговор с фраз:

- Не смогли бы Вы…;

- Я прошу вас… .

Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:

- Вы не замечали, что в последнее время…;

- Как Вы думаете, с чем это может быть связано?

В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»:

- «Вы знаете, меня очень тревожит, что…» (Объективное описание проступка);

- «Я начинаю беспокоиться…» (Выражение реальных чувств);

- «Потому, что … (Влияние данного поведения на ход урока или класс);

- «Я бы хотела ...» (Выражение пожелания или требования).

Можно предлагать родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов. Например, скажите:

- Давайте вместе попробуем поступить так…;

- А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в …;

- Мы с Вами могли бы вместе помочь Свете в…;

- Как я могу помочь Вам в том, чтобы….?

Техника 4. «Стиль “Адвокат”»

Эта техника акцентирует внимание на вашем уважении и заинтересованности по отношению к родителям.

Примеры фраз этого стиля:

- Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход, и я протягиваю Вам руку помощи;

- Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины;

- Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации;

- Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

Следуя этим простым рекомендациям вы всегда будете чувствовать свой авторитет и проявлять компетентность в диалогах с родителями, и сумеете решать ситуации в общении на непростые темы без конфликтов.

Скачать >>
Просмотров: 757 | Добавил: Alar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]