<<< НАЧАЛО           Р. Дрейкурс. ДИНАМИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ.           


       Даже эмоции гнева и отвращения могут быть выражены упорядочено, в соответствии с ритмом и гармонией. Музыка подразумевает порядок, а порядок - враг нарушенного человека, который восстает против того порядка, который представлен ему его обыденной жизнью. Опять же, эффекты музыки заключаются в ее тонком и непривычном подходе, обходящем пренебрежительные и часто вербальные каналы, в которых испытывалось давление общества и его порядка. Психотический пациент, который ни с кем не общается и не разделяет здравый смысл и логику окружающих его людей, остается в мире других людей, когда играет музыкальную пьесу, которую выучил, или слушает музыку. Иногда порядок композиции может не быть  принят пациентом в изначальном виде, и он может нарушать его путем пропусков и искажений. Тогда его терапевтический прогресс может быть выявлен уменьшением таких искажений первоисточника.

     Даже неструктурированная импровизация может подразумевать определенную упорядоченность, хотя, опять же, вид импровизации может указывать на терапевтический прогресс благодаря повышению упорядоченности. По меньшей мере, существует связь между исполнителем и терапевтом. Michel [20] обнаружил, что музыка может стимулировать усиление вербализации у некоторых пациентов. У нас есть данные [21], что использование импровизаций для описания людей (отца, матери и др.) иногда приводит пациентов к вербализации очень травмирующих и тревожных эпизодов, которые невозможно было "обсудить" другими средствами.

       Социальный характер музыки делает ее эффекты еще более очевидными, если она используется в группе. Совместное прослушивание дает больше, чем просто музыкальное общение. Здесь каждый участник становится частью группы людей, участвующих в сеансе. Это не требует значительных затрат и, следовательно, доступно даже очень замкнутым пациентам. Это подтверждается нашими наблюдениями, что непроизвольное, но, тем не менее, заметное развитие позитивных взаимоотношений пациентов происходило во время совместного прослушивания музыки. Это развитие более близких отношений неизбежно приводит и к более выраженному общению, которое выражается в более частой вербализации чувств и личных трудностей. В частности, для пациентов с психотическими расстройствами, общий музыкальный опыт - это восстановление общих позиций с окружающей социальной группой, начало принятия общей логики, которая была отвергнута в психозе, полностью основанном на внутренней частной логике пациента.[22]

       Если такие результаты возможны посредством простого пассивного участия, то очевидно, что активное участие должно иметь еще более сильные терапевтические эффекты. Это требует большего социального интереса, чувства принадлежности, готовности сотрудничать с другими.

      Даже совсем минимальная активность в ритм-группе указывает на желание и способность пациента участвовать в ней.

      Такое участие выражает возрастающее чувство социальной принадлежности пациента и, в свою очередь, усиливает его. Тогда групповые нормы воспринимаются без сопротивления, способствуя его переориентации на смысл социальной жизни, на процесс, необходимый для всех терапевтических усилий. Ритм и гармония являются для пациента приемлемыми символами порядка, в отличие от других его требований, которые все еще могут им отвергаться. Человек, который, даже на время, отказывается от своей самоизоляции и антагонизма по отношению к другим, перестает быть против них. Он испытывает удовлетворение от того, что взаимодействует и вносит, а не отстраняется и требует, что становится частью команды и получает удовольствие от совместной работы. Все эти эмоциональные переживания противодействуют основным механизмам невроза, психоза и расстройств характера.

       Музыкальная терапия, будучи в этом смысле групповой психотерапией, разделяет с ней еще один фундаментальный аспект. Терапевтический эффект групповой психотерапии в значительной степени основан на новой форме социального участия, а именно равенстве с другими. В каждой групповой терапии индивидуальные недостатки, симптомы и дезадаптация лишены своего психологического значения, что противоречит социальным нормам вне терапевтической группы. [23] Боязнь не соответствовать, быть неодобряемым, является важным причинным фактором в эмоциональных и психических нарушениях. Групповая психотерапия противодействует тем социокультурным влияниям, которые ставят под угрозу эмоциональную стабильность и социальную адаптацию каждого человека. В группе пациент узнает, что ему есть место, несмотря на все его индивидуальные недостатки. Что безопасное человеческое участие может быть установлено и сохранено. Всякий раз, когда в клинике проводится групповая/музыкальная психотерапия пациентов, это оказывает влияние на социальный климат и межличностные отношения во всей организации. Altshuler [24] заметил, что влияние музыкальной терапии на обслуживающий персонал в учреждении так же важно, как и польза для пациентов.

       Групповая психотерапия и музыкальная терапия, как одна из ее форм, устанавливают новые социальные ценности в сознании участников, ценности, еще не существующие в нашем обществе, но необходимые для демократической жизни. Огромный рост всех форм групповой психотерапии указывает на глубокую потребность в возможность быть самим собой и расслабиться без страха насмешек или унижения, чтобы избежать эмоциональной изоляции, характерной для нашего образа жизни, особенно в больших городах. В этом смысле появление такой группы, как "Анонимные алкоголики", составляет часть социальной революции, хотя и остается незамеченным.

       Именно здесь впервые членство в признанном обществе требует не особых талантов и достижений, а открытого признания недостатка, причем очень унизительного. Никто не может стать членом А.А. если не признается в пьянстве. Новая фаза социальной организации началась. По сути, это демократическая фаза общества, где каждый гражданин уверен в своем социальном положении как равный другим, несмотря на индивидуальные различия, достижения или недостатки. В этом смысле музыкальная терапия также занимает свое место в культурной эволюции, привнося концепцию достоинства человека и уважения к каждому будь то психиатрические учреждения, вспомогательные школы, исправительные учреждения, приюты и др. социальные ниши и дыры, где могут находится неполноценные и деклассированные лица. Музыкальная терапия сама по себе устанавливает действие взаимного уважения, в отличие от многих устных деклараций, за которыми ничего не следует.

       Из-за своего непритязательного характера и скромности  своих работников, которые не конкурируют в иерархии терапевтических профессий, музыкальная терапия может быть учреждена там, где другие более специализированные методы могут оказаться невозможными. Необходимо приложить все усилия для обеспечения статуса музыкальных терапевтов в области групповой психотерапии. По этой причине предпринимаемые в настоящее время усилия по установлению высоких профессиональных стандартов для подготовки и квалификации музыкальных терапевтов являются наиболее важными, поскольку нынешний процесс расширения терапевтических и лечебных услуг для все более обширного числа нуждающихся людей вызывает тенденцию к созданию авторитетных профессиональных групп для защиты своих законных профессиональных интересов против новоявленных "специалистов", которые захватывают пространство.

       Одним из побочных продуктов более широкого использования музыки в терапевтических целях должно стать исследование всех аспектов музыки, которое в конечном итоге обогатит и стимулирует область музыковедения. Музыкальная терапия только начала делать первые шаги, и ее рост в течение ближайших лет может указывать на далеко идущее значение, которое она может приобрести в течение короткого периода времени далеко за рамками, которые когда-либо могли себе представить ее первоначальные практики.


   <<< НАЧАЛО