<<< НАЧАЛО           Р. Дрейкурс. ДИНАМИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ.             ОКОНЧАНИЕ >>>


     Если говорить конкретно, то было обнаружено, что темп, ритм и режим оказывают характерные эмоциональные стимуляции. Однако все наблюдения были сделаны, насколько мы можем видеть, на людях в нашей нынешней культуре. Примитивная, китайская, греческая музыка может передать настроения и эмоции, не воспринимаемые нами. И люди других культур могут по-разному реагировать на нашу музыку, иначе, чем это делаем мы. Возможно, что единственный общий фактор во всех формах музыки, его основа - это ритм. Будущее сравнительное изучение музыкальных выражений в разных культурах может выявить, существует ли основной ритм, который одинаково влияет на всех людей, в то время как другие музыкальные выражения могут иметь совершенно разные и, возможно, даже противоположные значения в разных культурах.

       Не может быть никаких сомнений в том, что музыка представляет собой "язык". Каждая культура, очевидно, имеет свой собственный музыкальный язык, который может разделяться на отдельные диалекты. На нашей американской сцене мы наблюдаем сосуществование различных музыкальных диалектов, которые понятны только тем, кто знаком с каждым из них. Джазовая, популярная, классическая, современная и атональная музыка используют совершенно разные формы выражения; некоторые люди знакомые только с одной или другой формой могут отвергать все прочие. В общем, те, кто знаком с более продвинутыми музыкальными формами, исторически и художественно, смогут "понять" более простые, хотя эти формы могут им и не нравиться, но менее "продвинутый" слушатель не сможет постичь более сложный и комплексный музыкальный язык. Поэтому кажется неоправданным предполагать наличие корреляции между личностью человека и его предпочтением музыки или композитора. В то время как определенные личностные факторы могут входить в эту картину, музыкальные предпочтения, вероятно, в большей степени зависят от социальных контактов, посредством идентификации с людьми, которые имеют определенный вкус или близость к определенным музыкальным диалектам и стилям, используемым определенными композиторами.

       Поэтому влияние музыки на человека зависит от понимания человеком музыки, которую он слышит. Обучение и прошлый опыт, вероятно, обеспечивают основу для бессознательной интерпретации музыки. Мы получим более четкую картину эмоциональных реакций на музыку через изучение языка музыки и его значения для каждого человека и для групп. Музыка - это групповое явление, она выражает групповое соглашение. Этот язык и общение невербальные, но, тем не менее, определенные.

       Небольшой эпизод может продемонстрировать эту точку зрения. Иногда среди друзей я пробую описать одного из присутствующих людей через музыкальную импровизацию на фортепиано. Однажды, на вечеринке, хозяйка, не зная многих присутствующих здесь гостей, побудила меня сделать это при том, что гости не были сколь-нибудь заинтересованы в такой "игре". После того, как я сыграл, я встретил открытое недоумение присутствующих; как можно узнать человека по такому "портрету"? А случилось так, что в доме присутствовал профессиональный музыкант, гитарист Ричард Пик из Чикаго. Я не знал его, и он не знал человека, которого я имел в виду. Но после моей игры он, немного смущаясь, вышел и обрисовал человека, как он  увидел его по моей импровизации. После чего многие гости сразу узнали человека, которого я имел в виду. Мистер Пик "понял" мой музыкальный жаргон, а другие нет.

       Вероятно, именно такое невербальное общение, присущее музыке, объясняет не только ее эмоциональное значение, но и ее влияние на межличностные отношения. Естественно, на тех, кто не хочет слушать музыку, это не влияет положительно. Если кто-то не хочет слушать музыку, он будет зол на эту форму общения так же, как и на словесную форму. Но большинство людей любят, или хотя бы не против слушать музыку.

       Это резко контрастирует со словесным общением. Люди часто имеют аллергию на слова. По этой причине все, что мешает людям говорить, улучшает человеческие отношения. Учительница, которая временно теряет голос из-за ларингита, найдет класс более спокойным и готовым к сотрудничеству; мать может испытывать такое же "облегчение" со своими детьми при сходных обстоятельствах. Один из первых уроков, которые мать должна выучить в наших детских консультационных центрах, и один из самых трудных, - это молчать, перестать говорить. Слова часто не эффективны в ситуациях конфликта и антагонизма. Это не только путаница, которое вызывает у людей сопротивление; ведь именно слова используются в качестве оружия, чтобы провоцировать, унижать и подавлять друг друга, и они часто являются причиной нарушения вербального общения. Это особенно верно для  эмоционально тревожных, сердитых, враждебных и обескураженных людей. Они не доступны словам. Особенно люди, находящиеся в психотическом состоянии, находятся за пределами общей логики, выраженной языком.

       Везде, где устная коммуникация прекратилась, музыка все еще может установить связь. Она не вызывает антагонизма, который часто возникает при использовании определенных слов. Общение через музыку не провоцирует защитные механизмы. Она устраняет любую ссылку на разногласия, которые включаются автоматически при использовании слов. Вопросы о том, чтобы быть правым, знать больше, соглашаться или не соглашаться - все эти противоречия речевого общения отсутствуют в музыкальном общении. Музыка связывает, а не разделяет.

       Эти качества, присущие музыке, делают ее идеальной средой для социальной интеграции. В случаях массовых мероприятий музыка практически незаменима. В нашей культуре музыка изначально носила религиозный характер, использовалась для религиозных церемоний. Некоторые примитивные формы музыки использовались в военных целях (барабаны и трубы). Затем последовало социальное и политическое использование музыки, танцы, марши, патриотические песни и т. д. Музыкальный эффект имеет два аспекта: он объединяет группу, объединяя каждого человека в единое целое, и это устанавливает эмоциональный тонус для конкретной цели групповой деятельности. Конечным результатом обоих аспектов является не только чувство принадлежности каждого участника, но и, что более важно, чувство идентичности. Музыка устраняет индивидуальные различия, выравнивает неравенство в статусе. Она оказывает уравновешивающее влияние на всех, кто оказывается под ее воздействием.

       Этот анализ указывает на сильные терапевтические возможности музыки. Динамические принципы такого терапевтического воздействия также становятся понятны. Мы должны помнить, что все эмоциональные и психические расстройства выражают социальную дезадаптацию. Эмоции не генерируются в вакууме, они не появляются из изолированного человека. Эмоции всегда являются выражением отношения человека к чему-либо в его окружении. Эмоции - это движущая сила, которую человек генерирует, чтобы придать силу и импульс своим движениям по отношению к другим или против них. [19] Выражая и стимулируя эмоции, музыка связывает одно с другим, объединяет каждого с группой. В этом смысле музыка преодолевает антагонизм, изоляцию, отчужденность. Следовательно, наиболее сильный эффект музыкальной терапии достигается в групповой обстановке как форма групповой терапии.

       Это не означает, что терапевтическое использование музыки ограничено групповыми подходами. Слушание или игра в одиночку также может иметь терапевтический эффект. Слушание представляет собой готовность и способность принимать сообщения от других, композитора, исполнителя, раскачиваться в своем настроении, в своем ритме, подчиняясь их побуждениям. С другой стороны, благотворное влияние музыки не может быть объяснено только коммуникацией. Кажется, что вся музыкальная структура, ее синтаксис и грамматика, выраженные через ритм и гармонию, могут иметь какое-то отношение к пользе музыки для беспокойного человека. Она позволяет ему выражать эмоции органично.


<<< НАЧАЛО                                                                                                                 ОКОНЧАНИЕ >>>