Главная » Статьи » Педагогика. Психология

Р. Дрейкурс. ДИНАМИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

ПРОДОЛЖЕНИЕ >>>

Предисловие "Страдис".

Этот доклад Д-р Р. Дрейкурс сделал на конференции Национальной ассоциации музыкальной терапии в октябре 1953 г., когда это направление только набирало силы и искало свои пути и формы работы.

Как психиатр, Рудольф Дрейкурс был глубоко убежден и понимал, что музыка требует взаимодействия не только между исполнителями, будь то в дуэте или оркестре, но и между слушателями и исполнителем. Он и сам был неплохим  музыкантом и играл на нескольких инструментах (фортепиано, виолончель, скрипка, альт) и любил импровизировать. Музыка всегда занимала значительное место в его жизни.

Р. Дрейкурс, как верный последователь А. Адлера, считал, что людям с психологическими расстройствами не хватает позитивного социального взаимодействия. В своей практической деятельности он убедительно доказывал это. Процесс сочетания ритмов или совместное исполнение мелодий вместе с другими помогает укрепить и повысить социальный интерес, недостаточность которого является непременным атрибутом многих эмоциональных нарушений и психических расстройств. Он обнаружил, что музыкальная терапия с детьми и взрослыми, находящимися в затруднительном положении, зачастую способна достичь гораздо больших результатов и более эффективна, чем устная "разговорная терапия".

Р. Дрейкурс до конца жизни оставался преданным сторонником Индивидуальной психологии А. Адлера и внес значительный вклад в ее развитие и практическое применение. Многие идеи, высказанные им на конференции нашли свое подтверждение и воплощение в последующие годы, а другие остаются актуальными и сегодня.


ДИНАМИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Рудольф Дрейкурс

Профессор. Директор Социального Гайденс Центра Чикаго.

Президент Американского общества групповой психотерапии и психодрамы.


Музыкальная терапия - это новая область терапевтических усилий. И для студентов и практиков вполне естественно в первую очередь задуматься о ее методах и результатах. В течение нескольких лет методы использования музыки в терапевтических целях были достаточно хорошо разработаны, и их  эффективность доказана. И понятно, что теперь интерес сместился к ее сложной  динамике. Это смещение интереса от практической к теоретической стороне музыкальной терапии стало очевидным на этой ежегодной конференции. В настоящее время проводится много исследований в изучении факторов влияния музыки на различные виды эмоциональных нарушений. Но до сих пор нет общей теории. Цель данной презентации - предложить пути для их дальнейшего изучения.

Терапевтический эффект музыки, вероятно, можно объяснить тем фактом, что музыка влияет на эмоции людей в целом и, во-вторых,  на их межличностные отношения.

Мы обладаем значительной информацией о физиологических и эмоциональных изменениях, производимых музыкой. Однако разговоры о загадочном "факторе Х" все еще продолжаются1. Кажется, что в музыке есть что-то волшебное, или, по крайней мере, материалистический анализ физиологических реакций на музыку кажется многим недостаточным объяснением ее глубокой эмоциональной привлекательности. Эта неудовлетворенность и сомнительность в отношении многих форм анализа, как представляется, имеют определенные основания. И они не могут быть смягчены привлечением психологических "толкований", поскольку во многих исследованиях отсутствует целостный подход к пониманию эффекта музыки.

Существует множество различных теорий, объясняющих эмоциональный эффект музыки. Естественно, здесь можно упомянуть лишь несколько характерных примеров из обширной литературы: Музыка вызывает чувства освобождения от мирских дел.[1]

Она производит электричество, к которому чувствительны животные, слабоумные и идиоты.[2] Она вызывает особый вид вибрации.[3] Темп вызывает у слушателя определенные эмоции. [4] Heinlein [5] изучал эффекты, создаваемые мажорными и минорными аккордами, темпом, высотой тона, ритмом, гармонией и мелодией. Согласно Bender [6] музыка достигает подкорковых центров мозга, не подверженных влиянию других видов деятельности, и, тем самым, помогает интегрировать личность, фрагменты которой существуют у детей. Музыка может пробудиться благодаря таламусу - реле всех эмоций, ощущений и чувств.[7] Gilman и Paperte [8] изучали свойства музыки, ее способность привлекать внимание, создавать различные настроения, стимулировать ассоциации и образы, снимать внутреннее напряжение и способствовать самовыражению. Capurso [9] специально изучил настроения, создаваемые некоторыми музыкальными произведениями; Catell [10] экспериментально установил связь между музыкальными предпочтениями и личностью слушателя, пытаясь поставить диагноз личности с помощью фактора предпочтения.

Помимо этих более или менее физиологически ориентированных форм анализа, мы находим психологические исследования, в основном проводимые психоаналитиками, основанные на теоретических предположениях сомнительной научной обоснованности. Montani [11] объясняет "таинственное чувство грусти, развиваемое Минорной тональностью", как чувства, которые бессознательно связаны с самонаказанием или мазохистскими требованиями, возникающими из основного кастрационного комплекса. Tilly [12] разделяет композиторов на мужскую группу и группу, обладающую "невротическими женскими качествами". Люди наиболее благоприятно реагируют на музыку (и, следовательно, на композитора), в которой степень скрытой гомосексуальности наиболее близка к степени слушателя. А человек, в котором "мужской принцип" слаб, предпочел бы музыку, которая имеет сильный женский характер. Pfeiffer [13] утверждал, что музыка предоставляет способ избежать реальности через ее основной ритм. Музыка - это "чистый символизм либидо", лишенный объективации. Kohut и Levarie [14] развивают теорию об удовольствии слушателя от музыки. Музыка устраняет примитивный страх неорганизованного звука; музыкальная последовательность от диссонанса до созвучия служит игривым повторением и игривым решением в угрожающей ситуации.

Искаженные психоаналитические представления о влиянии музыки были продемонстрированы мне моим другом, одним из резидентов психиатрии в Вене. После того, как он начал аналитический дидактический анализ, он перестал играть на скрипке, поскольку обнаружил, что это была просто форма мастурбации.

Все вышеупомянутые попытки проанализировать влияние музыки на человека исходят, по-видимому, из предположения, что музыкальный опыт сильно индивидуализирован, что на человека воздействует некая внешняя сила, в данном случае музыка. Такие понятия, кажется, пренебрегают основным характером музыки. Музыка - это не сила, это не что-то само по себе, она даже не существует, кроме как через звук - и звук тоже не является силой. Музыка происходит между людьми. Это общение, это язык.2 Изучение влияния темпа, гармонии, мелодии и других элементов музыки сопоставимо с изучением языка в отношении эффектов согласных, гласных, скорости речи, ее высоты тона. и т. д. Некоторые существенные корреляции могут быть установлены между различными свойствами речи и реакции человека. Но все эти корреляции остаются незначительными, пока они не включены в анализ значения речи. Реакция на речь, очевидно, в основном определяется значением, которое слушатель выбирает из того, что он слышит. То же самое относится и к музыке. Детальное изучение изолированных свойств пренебрегает исследованием общего воздействия музыки на слушателя.


1 Вероятно имеется в в виду древняя концепция о мистической связи между музыкой и космосом высказанной Боэцием (477-524 гг. н.э.) в его Musica Mundana (Музыка вселенной).

2 Кажется, что музыка предшествовала языку как форме общения. [15] Первобытная речь могла развиться из грубой музыки ранних вокализаций группы. [16] Согласно Stumpf [17] музыка имела его первое начало в сигнальном вызове. Недавно Schoen [18] заявил, что тоны могут нести значение слов, потому что слова сами по себе являются только звуками. (Прим. редакции)


ПРОДОЛЖЕНИЕ >>>


Любое несогласованное использование данного материала: перепечатывание, заимствование, публикация и т.д., будет считаться незаконным и возможно  только с разрешения ППП «Страдис».

Категория: Педагогика. Психология | Добавил: Alar (09.11.2019)
Просмотров: 791 | Теги: динамика, Музыкальная, Рудолф, терапия, Дрейкурс | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]