<< Начало. Продолжение.

       Адлер также видит и способен критически оценить радикализм новых социальных движений. Он пишет о том, что движение масс всегда обнаруживает также и свои разрушительные цели, поскольку часто именно разрушение означает для масс освобождение от тех обстоятельств, которые представляются как невыносимые, а поэтому их разрушение представляется массам как предпосылка для улучшения условий их жизни. Адлер считает, что стремление к власти как у индивида, так и в массах является выражением и компенсацией чувства неполноценности, поэтому движения масс могут быть правильно поняты только исходя из понимания того чувства неполноценности и того комплекса превосходства, которые лежат в основе массовых движений. Стремление возвыситься свойственно не только отдельному человеку, но также и всякой социальной группе и человечеству в целом, поскольку это стремление укоренено в человеческом индивиде. И в «своей потребности к безопасности человек всегда прав, даже если его методы не ведут к цели» (Адлер, 1997а, с. 199). Другими словами, закон выравнивания работает и в обществе, он также является законом функционирования и развития человеческого самосознания. Но это выравнивание всегда происходит с определенным перебором. И Адлер это очень хорошо показывает на примере анализа социальных процессов женской эмансипации.

       Процессы женской эмансипации стали предпосылкой появления «фрейдовских» неврозов, а также определили понимание природы психического расстройства вообще Фрейдом (Олешкевич, 1997; 2002.). Эту предпосылку своего знания Фрейд не рефлексировал и не был склонен к такой культурологической рефлексии. Адлер же в некотором роде из этого факта исходил и на понимании процессов женской эмансипации строил свою теоретическую базу. И его понятие «чувство неполноценности» свою социологическую базу обретает именно в этих процессах. Но поскольку он считал, что мужские и женские социальные роли не обусловлены физиологически, то активно изучал их социологически. Адлер одним из первых психологов стал активно выступать за равноправие полов, против социальных предрассудков о превосходстве мужчины над женщиной. А в то время среди психиатров это была достаточно редкая и революционная позиция. Но, с другой стороны, Адлер как психолог хорошо видел происходящие в его время процессы женской эмансипации, в том числе и их скрытые и неявные проявления, а также перехлесты, связанные с комплексом превосходства. Вот что по этому поводу он пишет: «Так, например, мода на короткую стрижку есть не что иное, как проявления желания женщины стереть внешние различия между ею и мужчиной; причина здесь заключается в так называемом “мужском протесте” женщин, а также в стремлении достигнуть признания их равноценности с мужчиной и укрепиться в самом этом чувстве. Конкретная женщина, конечно, могла бы найти убедительные личные причины, по которым она решила обрезать волосы; она могла бы сказать себе, что короткая стрижка не доставляет хлопот или при дает миловидность, или, что все так делают, или, может быть, она просто хотела позлить своего мужа; так или иначе, но бессознательно женщина следует линии мужского протеста» (Адлер, 1997а, с. 199). По наблюдениям Адлера, процессы женской эмансипации имеют широкие социальные следствия, часто достаточно негативные. Он говорит, что «идет ожесточенная борьба полов, которая отравляет любовь и брак и неистощимым источником которой является недооценка женщины» (Адлер, 1997а, с. 202). Такое состояние дел Адлер связывает с ложными идеалами, которые функционируют в обществе. Идеализированный образ мужественности часто вменяет в нашей культуре как молодому человеку, так и взрослому мужчине высказывать превосходство по отношению к женщине, даже если это не соответствует убеждениям мужчины. Это может приводить к тому, что в нем развивается недоверие к себе, а также формируются завышенные требования к себе и завышенные требования и ожидания от жизни. А это усиливает у мужчины чувство ненадежности и неполноценности. С другой стороны, девочка, особенно в подростковом возрасте, остро ощущает разницу в отношении к ней и к мальчику. И это может побудить ее к тому, чтобы, прилагая отчаянные усилия, выровнять свое положение, по сравнению с мальчиком во всем, и даже превзойти его, доказывая таким образом своему окружению в несправедливости такой недооценки себя. Или же девочка смирится с этой своей мнимой неполноценностью. Адлер считает социально непродуктивным и одно, и другое. В этом же духе он анализирует проблемы межгрупповой розни и межнациональной розни и ненависти.

       В такой духовной атмосфере возникает ряд серьезных перманентных затруднений как нормального развития индивида, так и общества в целом. Это прежде всего проблемы любви и брака, которые в ситуации неравенства и борьбы полов являются неустойчивыми. Достижения женщины в таком обществе часто не поднимаются до уровня ее реальных возможностей, поскольку «под давлением традиции и предрассудков женщины сами перестают себя ценить» (Адлер, 1997 а,с. 203). Адлер полагает, что эти предрассудки и эта традиция отношения к женщине «коренятся столь глубоко в сознании обоих полов, что понадобится, по меньшей мере, два поколения для того, чтобы их окончательно устранить» (там же). Но над решением этой проблемы Адлер трудился всю жизнь, он много писал об этом, пропагандировал идею равноправия полов, культивировал свои идеи в педагогике и т. п.

Спасение человечества с помощью психологии

       Адлер отмечает, что большинство существующих в его время методов, которые применяются для решения социальных проблем, обременяющих социальные группы и народы, являются устаревшими и несовершенными. В основном они сводились к «раздуванию националистических и религиозных страстей» и, по мнению Адлера, ведут в конечном счете к подавлению, гонениям и войне (Адлер, 1997а, с. 201–202). Как средство решения вышеназванных проблем он предлагает систему воспитания, основанную на принципах индивидуальной психологии. Это устранило бы вышеназванные «эгоистические и безумные заблуждения» и противопоставило бы им «достижение благополучия всех» (там же).

       Оптимизм Адлера основан на том, что теперь он считает, что стремление к личной власти не является в действительности первичным побуждением человека. На самом деле такое стремление является результатом ложного идеала людей. Но этот ложный идеал можно заменить чувством общности, которое является не только первичным, но и более естественным для человека. Отсюда идет то первостепенное значение, которое Адлер придает образованию и воспитанию для формирования у людей чувства общности. Именно чувство общности может помочь предотвратить войну, решить социальные и национальные проблемы, может помочь создать такое общество, в котором всем было бы хорошо (Adler, 1928). Прежде всего, индивидуальная психология указывает на ряд «жизненных промахов», которые существуют в воспитании детей, а также ставит задачу их устранения, а улучшения подготовки детей к «жизненной борьбе» (Адлер, 1997а, с. 200). Далее для воспитания как нормальных, так и трудных нервных детей Адлер предлагает меры, которые будут способствовать укреплению у ребенка чувства общности. Эти меры не только предотвращают формирование чувства неполноценности, но превращают его в источник прилежания и усердия, что «в целом ведет к воспитанию мужества и укреплению тела и духа» (там же, с. 201). Причем он понимает воспитательный процесс широко: это и домашнее воспитание, и воспитание в школе, но также и воспитание в «жизненной среде» (там же, с. 200). Коротко говоря, педагогические меры Адлера можно обозначить как идею компенсации чувства неполноценности в сторону развития на его основе социальных интересов.

       В сущности, Адлер предлагает целую программу социальной терапии и социальной педагогики для достижения общественного благополучия и достижения гармонии в обществе. Он считает, что принципы индивидуальной психологии и психотерапии можно применить по отношению к обществу в целом. И центральной идеей в этой программе Адлера является идея объединения разнородных общественных сил в целое на основе чувства общности: «Индивидуальная психология могла бы объединить все скрытые, врожденные силы в массах, направленные на добро, подобно тому, как она собирает воедино такие силы в отдельных людях. Война, ненависть на национальной почве и классовая борьба – эти величайшие враги человечества – коренятся в желании различных сообществ избавиться от своего подавленного чувства неполноценности или компенсировать его. Индивидуальная психология умеет врачевать отдельных людей от вредных последствий этого чувства неполноценности и могла бы превратиться в действенный инструмент освобождения наций и групп людей от опасности, проистекающей из коллективных комплексов неполноценности» (Адлер, 1997а, с. 202).

       Адлер надеялся посредством применения индивидуальной психологии по отношению к большим группам также повысить их производительную способность вследствие устранения коллективных комплексов неполноценности (так же, как он это делал в плане индивидуальной психотерапии), а также «воспрепятствовать ухудшению человеческого материала, что неизбежно умаляет всякие достижения» (Адлер, 1997а, с. 201). К тому времени, когда были написаны эти строки, у Адлера действительно был достаточно большой не только терапевтический, но и педагогический опыт, а также опыт в области социальной педагогики. Он охватил в своей деятельности большое количество школ Вены, в которых каждый ребенок, родитель и педагог могли получить бесплатную консультацию, и это было впервые в Европе. Адлер уже давно работал с трудными детьми школьного возраста, с детьми невротиками, недоразвитыми детьми, с семьями, преступниками (один из немногих в то время) и т.п. и имел успех. Поэтому он имел определенные основания заявлять: «Широкое применение наших воспитательных принципов в кратчайшие сроки могло бы значительно изменить картину» (там же).

Позднейшие разработки Адлера

       В последующем Адлер несколько изменил свою концепцию. После выхода книги «Понимание природы человека» в 1927 г., где Адлер дает наиболее систематическое изложение своей концепции, в дальнейшем, особенно после 1933 г., его взгляды начинают меняться. Его новые философские и психологические идеи были изложены в книге «Смысл жизни» в ряде опубликованных в это время и в дальнейшем статей (Adler, 1933; Superiority.., 1964; Элленбергер, 2004). Теперь Адлер придает большее значение творческой силе и степени активности человека. Он рассматривает творческую силу как ведущий фактор при выработке индивидом творческого плана и стиля жизни. Поэтому жизненный стиль не может больше считаться простым отражением ситуаций переживания неполноценности, имевших место в детстве. Эту же силу теперь Адлер обнаруживает и при формировании неврозов у невротиков. Еще одним новшеством, которое вводит Адлер в свою концепцию, является идея о «степени активности». Например, применительно к проблемным детям это означает, что различная степень активности детей определяет различия в их психическом развитии, а поэтому по отношению к разным детям требуются различные стили воспитания.

В этих последних положениях Адлера мы можем увидеть окончательную, доведенную до логического конца оппозицию Фрейду, а также и возвращение к психологии, которую Фрейд с самого начала отбросил, правда, уже на некотором новом уровне. Изучение бессознательного уже принесло свои плоды и расчистило дорогу для новой психологии сознания и новой психотехники сознательного построения индивидом своего опыта, своей личности и своей жизни. И Адлер снова правильно почувствовал развитие социальной ситуации. Действительно, скоро в Европе и Америке стали в массовых масштабах возникать новые психотехники развития сознания, рассчитанные уже на массового человека (в отличие от фрейдовского психоанализа). Эти новые теоретические положения Адлера опираются на его понимание и психологическую рефлексию социальных и культурных изменений в обществе. Действительно, процессы женской эмансипации (одна из основных, если не самая основная – причина формирования чувства неполноценности) пошли на спад, социальное равноправие женщин закреплено юридически и экономически, национальные проблемы начинают активно решаться, быстро развивается гражданское общество и т.п. Наконец, появляется ряд новых социальных институтов, призванных защитить граждан, оказавшихся в социально неблагоприятных условиях. На этом пути развиваются учреждения для помощи трудным детям, неблагоприятным семьям, инвалидам, пожилым людям и т.п. Все эти мероприятия направлены на создание равных условий для людей, на снятие возможного развития у них чувства неполноценности. Отображением этих общественных изменений, изменений в общественной психотехнике и стали эти новые психологические (и психотехнические) идеи Адлера. Обратим особое внимание на данный факт: именно для разрешения новых общественных проблем была применена (и развивалась, а также активно финансировалась государством) новая психология, одним из важнейших источников которой стали психологические идеи Адлера (особенно в Америке).

       Со временем Адлер стал больше внимания уделять своей концепции «стремления к превосходству». Он считает его уже важным и нормальным. Теперь он не считает первичным фактором в возникновении социальных девиаций чувство неполноценности, а стремление к превосходству просто его компенсацией. В поздний период своего творчества Адлер начинает считать чувство неполноценности вторичным фактором по отношению к стремлению к превосходству. Он также уже не рассматривает стремление к превосходству как явление антагонистическое по отношению к чувству общности. Теперь чувство общности представляет для него некоторый нормативный идеал, указывающий направления для стремления людей к превосходству. Понятием, противоположным чувству общности, Адлер называет теперь понятие «отдельный интеллект». При описании неврозов он также использует новые понятия. Прежде всего, он считает, что невротик и преступник, которые в своей жизни руководствуются личными интересами, а не логикой общих интересов, расходуют свои силы на бесполезную деятельность. С точки зрения Адлера, такие люди ограничивают себя, поскольку у всех, кто отходит от общественных интересов и общественных идеалов, неизбежно происходит ограничение сферы общения.

       Так, например, гомосексуалисты не общаются с людьми противоположного пола. У преступника такое ограничение общении еще более выражено. Отличие невротика от преступника, согласно Адлеру, состоит в том, что первый не утратил окончательно чувство общности и его ответ на требование общества звучит «да, но», тогда как ответ преступника звучит как откровенное «нет». Эти идеи Адлера тоже, в сущности, отражают социологию западного правового общества, где развитие индивида и общества построено на конкуренции. В этом обществе конкуренция является не только нормальным, но и необходимым явлением. В частности, здесь она представляет собой также психотехнику индивидуального прогресса человека. И выдвижение Адлером идеи стремления людей к превосходству является только психологической рефлексией такого состояния дел в западном обществе. Так что Адлер просто рефлексирует ту психотехнику, которая в обществе уже существует. Но, с другой стороны, заданная рефлексивно психология и психотехника Адлера дает возможность сознательно организовывать развитие индивида в обществе, в том числе и в массовых масштабах. А что касается чувства общности, то оно теперь часто превращается у Адлера в необходимость соблюдения общественных «правил игры».

       Со временем система воззрений Адлера приобретает более философский оттенок. Теперь он считает, что чувство неполноценности, не будучи невротическим симптомом, все же существенным образом характеризует и определяет человеческое существование: быть человеком означает страдать от чувства неполноценности, которое вместе с тем постоянно побуждает людей одолевать и преодолевать это чувство. Адлер пишет также о присущей человеку тенденции переходить от чувства униженности к чувству превосходства и даже о присущем человеку стремлении бросить вызов смерти и одержать победу над ней. Тот же самый процесс привел когда-то живую природу от первичной клетки к человеку. В одной из статей этого времени Адлер рассматривает также проблему смерти. Здесь он считает, что душевно здоровый человек не позволяет себе, чтобы мысли о смерти отвлекали его от решения жизненных проблем, в то время как невротик в соответствии со своим стилем жизни будет либо мысленно перебирать различные суицидные варианты, либо просто постоянно испытывать страх смерти. В этих теоретических положениях Адлера хорошо просматриваются идеи эпохи Просвещения.

       К старости индифферентная, а иногда и агрессивная установка Адлера к религии также изменилась. Это обнаружилось в его встречах и дискуссиях с лютеранским пастором Эрнстом Яном, который заинтересовался новыми психотерапевтическими направлениями и возможным их вкладом в традиционную религиозную проблему заботы о душе. Он активно интересовался психоанализом, состоял в переписке с К.Г. Юнгом и другими представителями новой психотерапии, написал ряд книг по психоанализу, а также и критические заметки по индивидуальной психологии. После приезда Адлера в Берлин в 1932 г. они познакомились лично и написали совместную книгу, где забота о душе рассматривается с точки зрения индивидуальной психологии (Элленбергер, 2004). Книга вышла в 1933 г. и почти сразу была уничтожена пришедшими к власти нацистами. В этой книге Адлер пишет, что человек привязан к земле, а религия является проявлением чувства общности между людьми, а также о том, что исцеление души в религиях является своеобразной формой психотерапии. Бог, с точки зрения Адлера, есть материализация человеческой идеи совершенства – высочайшей из всех мыслимых идей. Адлер считает, что по своей природе человек ни плох, ни хорош, здесь все зависит от развития в нем чувства общности. Зло является всего лишь ошибкой в стиле жизни индивида, а добро состоит в осознании и не проявлении (по крайней мере, публично) ошибочного стиля жизни. По Эрнсту Яну, как он представляет себя в этой книге, человек связан не только с землей, но и с Богом, который есть надкосмическая живая реальность. Зло же есть не только ошибка стиля жизни, но и грех, заслуживающий божьего гнева. Но грех прощается, прежде всего, благодаря милосердию, свойственному Богу, поэтому забота о душе, которая примиряет человека с Богом, никогда не может быть приравнена к психотерапии. Вместе с тем Э. Ян признает заслуги психотерапии, в особенности индивидуальной психологии. Так, он отмечает, что Адлер вспомнил одно из важнейших утверждений М. Лютера о том, что эгоцентрическая любовь есть основная установка человека.

       Альфред Адлер был деятельным человеком и насквозь социальным. Он сам непосредственно следовал своей индивидуальной психологии, жил социальными интересами и умер на «боевом посту», по пути на очередную лекцию.

   Литература

Адлер А. Наука жить. Киев, 1997а.

Адлер А. О нервическом характере. Спб., 1997б.

Мир Ф. Адлер и его время. Сведения о жизни и творчестве // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 4. М., 2004. С. 3–5.

Ницше Ф. Генеалогия морали. Памфлет // Ф. Ницше. Собр. соч. в 2 т. Л., 1990а.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Ф. Ницше. Собр. соч. в 2 т. Л., 1990б.

Олешкевич В.И. Рождение новой психотехнической культуры. М., 1997.

Олешкевич В.И. История психотехники. М., 2002.

Олешкевич В.И. История и логика развития европейской психотехники. М., 2005.

Олешкевич В.И. Истоки и пути формирования психологии А. Адлера // Методология и история психологии. 2009а. Вып. 2. С. 104–123.

Олешкевич В.И. К проблеме социологии психоаналитического знания // Методология и история психологии. 2009б. Вып. 3. С. 90–95.

Турецкий М.И. Орел из пригорода (к 70-летию со дня смерти А. Адлера) // Методология и история психологии. 2007. Вып. 2. С. 122–134.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 2. Тбилиси, 1991. С. 107–133.

Элленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного. СПб., 2004.

Adler А. Menschenkenntnis. Leipzig, 1927.

Adler А. Psychologie der Macht // Franz Kobler, Gewalt und Gewaltlosigkeit. Handbuch des Pazifismus. Zürich, 1928. S. 41–46.

Adler А. Sinn des Lebens. Vienna, 1933.

Adler А. Der Komplexzwang als Teil der Persönlichkeit und Neurose // Internationale Zeitschrift für Individualpsychologie. 1935. Bd. XIII. S. 1–6.

Adler А. Zur Massenpsychologie // Internationale Zeitschrift für Individualpsychologie. 1943. Bd. XII. S. 133–141.

Neuer А. Mut und Entmutigung. Die Prinzipen der Psychologie Alfred Adlers. Munich, 1926. S. 12.

Superiority and Social Interest / eds. H. and R. Ansbacher. Evanston, 1964

Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 2