Главная » Статьи » Про школу |
В нашей последней статье мы констатировали, что значительная часть населения России испытывает серьезные проблемы с учебной и рабочей мотивацией, и что, вероятно, низкая трудовая мотивация закладывается еще в школе. Сегодня продолжаем эту тему. Всем знакома расхожая фраза, что «талантливый человек талантлив во всем». Этот и подобного рода штампы вообще во многом кодируют наше поведение и восприятие окружающего мира и самих себя, притом что мало кто задумывается об абсурдности многих из них. Фраза «талантливый человек талантлив во всем» не только ложна, но и весьма вредна и даже опасна. Талантливых ВО ВСЁМ людей в мире не существует. Талантливый музыкант никогда не будет одновременно столь же талантливым поэтом, спортсменом, математиком, химиком, полиглотом и т.д. Конечно, есть отдельные примеры людей, проявивших незаурядные способности в нескольких областях, но можем поспорить, что одинаково талантливыми во всём они не были. Вред и опасность этой фразы в том, что из нее легко следует обратный вывод: «Если ты талантлив НЕ во всем, то ты не талантливый вообще, то есть бездарь». И такую постановку вопроса в определенной ситуации можно применить по отношению к любому жителю Земли. И, в обобщенном виде, мы беремся утверждать, что именно этим преимущественно и занимается система школьного образования. За 10 лет у нее идеально получается внушить почти каждому ученику, независимо от его реальных способностей, что он идиот! Да-да, именно с таким ощущением, как на сознательном, так и (что намного хуже) на подсознательном уровне, покидает школу абсолютное большинство учеников. Однако, если утверждение об универсальной талантливости — ложь, то и утверждение о полной бездарности кого бы то ни было — ложь не меньшая! Думаем, никто не будет спорить, что абсолютно у каждого человека в мире есть если не талант, то, как минимум, способность хоть в какой-то области. При этом у среднестатистического человека таких областей, к которым он более склонен и способен, обычно достаточно немного. Чаще всего у всех из нас в школе был один либо, в лучшем случае, пара-тройка любимых предметов. Понятно, что «любимые предметы» — это обычно и есть те сферы, в которых проявляются и реализуются наши способности и склонности. Лично я не знаком с людьми, которые в школе были в одинаковом восторге одновременно от всех предметов сразу и показывали везде одинаково высокие результаты. Да, кончено, почти в каждом классе есть свой «круглый отличник и гордость школы», у которого «все пятерки». Да, обычно это весьма способные дети, но все мы знаем, как обычно делаются эти «золотые медалисты». Кто не знает, может поинтересоваться! И что же происходит в наших школах? Притом что, как было сказано, среднестатистический ученик оказывается более-менее успешным и заинтересованным в одном либо нескольких предметах, за 10 лет школьного обучения ему вменяется в жесточайшую обязанность одновременно изучать в среднем два десятка предметов, входящих сегодня в школьную программу! Ученику не предлагается изучать эти предметы, а он именно принуждается делать это в абсолютно тоталитарном стиле, по силе тоталитарности не менее ультимативном, чем дуло пистолета! Неуспешность в освоении всей школьной программы, то есть, всех предметов сразу, ложится тяжелым пятном на всю личность ребенка и гласно и негласно осуждается и порицается обществом, учителями, соучениками и родителями. Ребенку присваивается звание «троечник», «двоечник», «разгильдяй», «неспособный», «отстающий» и «тупой». Соответственно, ученик пытается стать успешным во всем, поскольку только такой вариант является «единственно правильным», но РЕАЛЬНО, без сверхусилий и в силу природных склонностей, он МОЖЕТ быть успешным в среднем в 10 ПРОЦЕНТАХ всех предметов программы (если взять в качестве среднего числа «любимых предметов» цифру два). Например, у меня в школе был ОДИН отчетливо любимый предмет, в котором я обычно чувствовал себя успешным и компетентным — немецкий язык. Кто-то подумает, что я наверно входил в число тех самых «троечников». Но нет, почти по всем предметам у меня были пятерки и по некоторым четверки (чуть больше, чем было нужно для медали), и даже висел на доске «Ими гордится школа». Однако все остальные предметы, кроме иностранного, мне были, в принципе, неинтересны, а некоторые (типа химии, информатики и алгебры) вызывали откровенное и очень сильное отвращение. Также не любил физкультуру, так как, в силу ношения очков и отсутствия в 90-х годах оправ из легких титановых сплавов и, тем более, контактных линз, всякие там прыжки в сваливающихся при разбеге пластмассовых очках через козлов и перекладины были затруднены. Но нормативы равны для всех, и их никто не отменял, поэтому пятерка по физкультуре была исключена по определению. (И это еще мелочи. Одна моя одноклассница при прыжке через металлическую перекладину сломала об нее ногу, а это уже полноценная физическая жертва образования!) Таким образом, средний ученик с двумя любимыми предметами, вынужден 90% времени тратить на попытки изучения предметов нелюбимых, изучать которые ему неинтересно и сложно, но изучать которые он должен, обязан и вынужден. Классическая теория мотивации говорит о том, что любое живое существо стремится в своей деятельности к получению удовольствия и избеганию страданий. Соотношение удовольствия к страданию при освоении школьной программы, как мы видим, примерно один к девяти. Кого-то после этого удивляет, что дети не любят школу? Для того, чтобы более-менее приемлемо освоить нелюбимые предметы, школьнику приходится подключать особые усилия и тратить дополнительное время, жертвуя обычно временем, необходимым для сна, прогулок, спорта и игр — всего того, без чего полноценное развитие ребенка и подростка невозможны. Попытки изучать эти нелюбимые предметы всегда происходят на сниженном эмоциональном фоне и на фоне плохого настроения, когда ребенка, проще говоря, тошнит от того, чем он занимается. Очевидно, что при всех трудозатратах такого же успеха, как и в любимых предметах, ученик при этом обычно не добивается. Что-то остается недоделанным, недопонятым, недоученным, постоянно висят какие-то «хвосты» и «долги», а при том диком количестве информации, которое школьная программа обязует запихать в головы учеников, даже при учебе в круглосуточном режиме что-нибудь неизбежно останется недоделанным и недоученным. В итоге, на фоне постоянного и весьма тяжелого стресса, в игру совершенно неизбежно и закономерно вступают рефлекторные механизмы формирования невротизации и комплексов. Если человек чувствует себя успешным и полноценным лишь в 10 процентах ситуаций (на любимых предметах), а в 90 процентах испытывает ощущение своей неполноценности и неуспеха, то за 10 лет это ощущение неуспеха неизбежно на рефлекторном уровне закрепится в сознании и подсознании, и человек на уровне рефлекса будет ощущать себя неполноценным, неспособным и тупым, поскольку в этом ощущении он проводит 90 процентов времени своей жизни. Сюда же неизбежно добавится и чувство вины, поскольку в том объеме и качестве, в котором этого требуют родители и учителя, школьная программ не будет ни у кого освоена никогда! И у ученика постоянно висит мысль о том, что он что-то должен, но не сделал. Сюда же добавляются проблемы взросления пубертатного периода и, помноженные на 90% времени ощущения себя неуспешным, усталость и чувство вины за несделанное, все эти факторы неизбежно, у 100 процентов выпускников школ, приводят к развитию разной степени невротизации — от легкой (крайне редко), до сильно выраженной, тяжелой и тяжелейшей, депрессивных расстройств и суицидальных намерений. Свой посильный вклад в то, чтобы не дать возможности ученику закончить школу без ощущения того, что он тупой и бездарный дебил, естественно, вносят и учителя. Психологическое состояние современного учительского сообщества крайне печально и внушает самые серьезные опасения. Во-первых, все они сами прошли через нашу школу и уже в силу этого обладают достойным букетом комплексов и психологических проблем, которые школа всегда бонусом дает вместе с аттестатом. И далее все эти психологические проблемы многократно усиливаются спецификой педагогического труда в современной России. Не будем делать вид, что не знаем, что сегодня в России учитель — одна из наименее престижных профессий. Далеко в прошлом те времена, когда учителя (как и врача) в обществе искренне уважали. Сегодня это одна из наиболее презираемых профессий. Не думаю, что много людей сознательно хотят стать учителем. По степени престижа эта профессия в общественном сознании стоит в одном ряду с профессиями «обслуживающего персонала» — официанта, сантехника, дворника, парикмахера. Думаю, в 90-е годы даже профессия проститутки обладала более высоким имиджем и статусом, чем учитель. Минимальный общественный престиж органично дополняется огромной психологической и учебной нагрузкой, заваленностью в последние годы горой бессмысленной бумажной работой, и вишенкой на этом торте выглядит знаменитая учительская зарплата. Причем в школах вроде бы ситуация с зарплатой сейчас стала менее катастрофическая, а вот ставка доцента вуза и сегодня вознаграждается роскошными 11000 рублями. В итоге среднестатистический учитель сегодня живет с неизбежным ощущением собственной ничтожности, нищеты, бесправности и ненужности, и уж конечно, «пьянящее чувство успеха» от своего труда ему незнакомо в принципе. (Конечно, есть исключения. Часто ситуация компенсируется тем, что женщина (коими у нас являются 90% учителей) состоит в счастливом браке с успешным мужчиной, на деньги которого и живет, на работу ездит на подаренном им BMW, а к самой работе относится без лишнего фанатизма, много нервов на нее не тратит и воспринимает ее исключительно как хобби, чтобы не сидеть все время дома, тем более что работа учителем предлагает все же некие социальные гарантии, большой отпуск и обычно покрывает расходы на бензин). Неудивительно, что с таким психологическим состоянием не всем педагогам удается справляться так, чтобы оно не превращалось в проблему для окружающих. Мало ли мы знаем случаев, когда педагоги оказывались откровенными садистами, пусть обычно не в физической, а в психологической, но порой довольно изощренной форме, которые склонны вымещать свои комплексы из озлобленность на заведомо более слабых учениках, перенося на них свои комплексы и ощущение ничтожности, с каким ученики впоследствии школу и покидают. В итоге, каждый приходящий в школу с освоим, пусть хотя бы одним, талантом ребенок, вместо того, чтобы за 10 лет отыскать, максимально развить этот талант и, по возможности, добавить к нему новые, гарантированно похоронит его под 90-процентной горой ненужных и неинтересных ем предметов, успешно изучать которые он изначально не в состоянии. Пребывая 90 процентов времени в состоянии дискомфорта из-за невозможности достичь успеха в нелюбимых им предметах, ученик рефлекторно разовьет у себя ощущение собственной глупости и невозможности достичь успеха, которое, вероятно, в виде комплекса неполноценности будет сопровождать его всю жизнь. К этому добавится подсознательное чувство вины, поскольку где-нибудь он не будет соответствовать ожиданиям общества и требованиям программы, а чтобы как-то скомпенсировать свою неспособность соответствовать всем предъявляемым ему требованиям, он, скорее всего, разовьет в себе такие негативные качества личности, как лживость и изворотливость, позволяющие как-то снизить нагрузку (например, прогулять и сказать, что заболел) либо избежать наказания (исправить в дневнике двойку на четверку). Все это звучит достаточно дико, но мне кажется, что все это правда, и эта правда относится к каждому из нас. Возможно, кто-то даже обвинит меня в клевете или попросит не переносить собственные детские травмы на всех и не оскорблять высокую и светлую жизненную миссию школы. И чтобы доказать, что я едва ли одинок в своей оценке ситуации, я хотел бы в завершение упомянуть одну весьма известную и даже модную сегодня личность — Роберта Кийосаки, американского предпринимателя, писателя и преподавателя, автора полутора десятков книг, наиболее известной из которых является «Богатый папа, бедный папа». Ситуации в современной системе (американского) образования полностью посвящена его книга с весьма провокационным названием «Если хочешь стать богатым и счастливым, не ходи в школу» (отметим сразу, что суть книги не столь эпатажна и прямолинейно-примитивна, как может показаться из названия). Не считая Кийосаки ни кумиром, ни беспрекословным авторитетом во всех областях педагогики, мы, тем не менее, должны согласиться, что он высказал ряд интересных мыслей и наблюдений. Приведем несколько выдержек из первой главы вышеназванной книги, которые абсолютно созвучны нашему ощущению ситуации и с которыми трудно не согласиться.
Все те, кто чувствует неполноценность собственной жизни, являются участниками подлинного кошмара. Этот повседневный кошмар отнюдь не следствие нашей ущербности, он — порождение нашей системы образования при поддержке общества в целом, обучающей не тому, как преуспеть, а тому, как не иметь успеха. Скорее всего, большинство читателей будет вынуждено согласиться с подобными формулировками Кийосаки. Дефекты нашей образовательной системы действительно порождают огромную проблему, над которой большинство из нас не задумывается в силу привычки к сложившемуся порядку вещей. Но изменение положения, особенно в сегодняшней общественной, политической и экономической ситуации жизненно необходимо! Преподаватели, уже в силу описанного выше ощущения себя как «маленького человека», зачастую весьма пассивны и нерешительны и первым делом думают: Как может отдельно взятый человек, такой, как вы или я здесь что-то изменить? Ну что ж, первый шагом изменений является — осознание серьезности, глубины и трагичности происходящего и распространение этой информации, к чему мы вас, уважаемые читатели, призываем и приглашаем! Будем рады услышать ваши мнения по поводу вышесказанного в комментариях к этой статье. Источник: http://edugram.ru/p/school-killer/?from=google | |
Просмотров: 1304 | | |
Всего комментариев: 0 | |