Главная » Статьи » Про школу

Денис Листвин. Педагогика разбитого корыта, или Школа как убийца мотивации и успеха

В нашей последней статье мы констатировали, что значительная часть населения России испытывает серьезные проблемы с учебной и рабочей мотивацией, и что, вероятно, низкая трудовая мотивация закладывается еще в школе. Сегодня продолжаем эту тему.

Всем знакома расхожая фраза, что «талантливый человек талантлив во всем». Этот и подобного рода штампы вообще во многом кодируют наше поведение и восприятие окружающего мира и самих себя, притом что мало кто задумывается об абсурдности многих из них. Фраза «талантливый человек талантлив во всем» не только ложна, но и весьма вредна и даже опасна. Талантливых ВО ВСЁМ людей в мире не существует. Талантливый музыкант никогда не будет одновременно столь же талантливым поэтом, спортсменом, математиком, химиком, полиглотом и т.д. Конечно, есть отдельные примеры людей, проявивших незаурядные способности в нескольких областях, но можем поспорить, что одинаково талантливыми во всём они не были.

Вред и опасность этой фразы в том, что из нее легко следует обратный вывод: «Если ты талантлив НЕ во всем, то ты не талантливый вообще, то есть бездарь». И такую постановку вопроса в определенной ситуации можно применить по отношению к любому жителю Земли.

И, в обобщенном виде, мы беремся утверждать, что именно этим преимущественно и занимается система школьного образования. За 10 лет у нее идеально получается внушить почти каждому ученику, независимо от его реальных способностей, что он идиот! Да-да, именно с таким ощущением, как на сознательном, так и (что намного хуже) на подсознательном уровне, покидает школу абсолютное большинство учеников.

Однако, если утверждение об универсальной талантливости — ложь, то и утверждение о полной бездарности кого бы то ни было — ложь не меньшая! Думаем, никто не будет спорить, что абсолютно у каждого человека в мире есть если не талант, то, как минимум, способность хоть в какой-то области. При этом у среднестатистического человека таких областей, к которым он более склонен и способен, обычно достаточно немного. Чаще всего у всех из нас в школе был один либо, в лучшем случае, пара-тройка любимых предметов. Понятно, что «любимые предметы» — это обычно и есть те сферы, в которых проявляются и реализуются наши способности и склонности. Лично я не знаком с людьми, которые в школе были в одинаковом восторге одновременно от всех предметов сразу и показывали везде одинаково высокие результаты.

Да, кончено, почти в каждом классе есть свой «круглый отличник и гордость школы», у которого «все пятерки». Да, обычно это весьма способные дети, но все мы знаем, как обычно делаются эти «золотые медалисты». Кто не знает, может поинтересоваться!

И что же происходит в наших школах? Притом что, как было сказано, среднестатистический ученик оказывается более-менее успешным и заинтересованным в одном либо нескольких предметах, за 10 лет школьного обучения ему вменяется в жесточайшую обязанность одновременно изучать в среднем два десятка предметов, входящих сегодня в школьную программу! Ученику не предлагается изучать эти предметы, а он именно принуждается делать это в абсолютно тоталитарном стиле, по силе тоталитарности не менее ультимативном, чем дуло пистолета! Неуспешность в освоении всей школьной программы, то есть, всех предметов сразу, ложится тяжелым пятном на всю личность ребенка и гласно и негласно осуждается и порицается обществом, учителями, соучениками и родителями. Ребенку присваивается звание «троечник», «двоечник», «разгильдяй», «неспособный», «отстающий» и «тупой».

Соответственно, ученик пытается стать успешным во всем, поскольку только такой вариант является «единственно правильным», но РЕАЛЬНО, без сверхусилий и в силу природных склонностей, он МОЖЕТ быть успешным в среднем в 10 ПРОЦЕНТАХ всех предметов программы (если взять в качестве среднего числа «любимых предметов» цифру два).

Например, у меня в школе был ОДИН отчетливо любимый предмет, в котором я обычно чувствовал себя успешным и компетентным — немецкий язык. Кто-то подумает, что я наверно входил в число тех самых «троечников». Но нет, почти по всем предметам у меня были пятерки и по некоторым четверки (чуть больше, чем было нужно для медали), и даже висел на доске «Ими гордится школа». Однако все остальные предметы, кроме иностранного, мне были, в принципе, неинтересны, а некоторые (типа химии, информатики и алгебры) вызывали откровенное и очень сильное отвращение. Также не любил физкультуру, так как, в силу ношения очков и отсутствия в 90-х годах оправ из легких титановых сплавов и, тем более, контактных линз, всякие там прыжки в сваливающихся при разбеге пластмассовых очках через козлов и перекладины были затруднены. Но нормативы равны для всех, и их никто не отменял, поэтому пятерка по физкультуре была исключена по определению. (И это еще мелочи. Одна моя одноклассница при прыжке через металлическую перекладину сломала об нее ногу, а это уже полноценная физическая жертва образования!)

Таким образом, средний ученик с двумя любимыми предметами, вынужден 90% времени тратить на попытки изучения предметов нелюбимых, изучать которые ему неинтересно и сложно, но изучать которые он должен, обязан и вынужден.

Классическая теория мотивации говорит о том, что любое живое существо стремится в своей деятельности к получению удовольствия и избеганию страданий. Соотношение удовольствия к страданию при освоении школьной программы, как мы видим, примерно один к девяти. Кого-то после этого удивляет, что дети не любят школу? Для того, чтобы более-менее приемлемо освоить нелюбимые предметы, школьнику приходится подключать особые усилия и тратить дополнительное время, жертвуя обычно временем, необходимым для сна, прогулок, спорта и игр — всего того, без чего полноценное развитие ребенка и подростка невозможны. Попытки изучать эти нелюбимые предметы всегда происходят на сниженном эмоциональном фоне и на фоне плохого настроения, когда ребенка, проще говоря, тошнит от того, чем он занимается. Очевидно, что при всех трудозатратах такого же успеха, как и в любимых предметах, ученик при этом обычно не добивается. Что-то остается недоделанным, недопонятым, недоученным, постоянно висят какие-то «хвосты» и «долги», а при том диком количестве информации, которое школьная программа обязует запихать в головы учеников, даже при учебе в круглосуточном режиме что-нибудь неизбежно останется недоделанным и недоученным.

В итоге, на фоне постоянного и весьма тяжелого стресса, в игру совершенно неизбежно и закономерно вступают рефлекторные механизмы формирования невротизации и комплексов. Если человек чувствует себя успешным и полноценным лишь в 10 процентах ситуаций (на любимых предметах), а в 90 процентах испытывает ощущение своей неполноценности и неуспеха, то за 10 лет это ощущение неуспеха неизбежно на рефлекторном уровне закрепится в сознании и подсознании, и человек на уровне рефлекса будет ощущать себя неполноценным, неспособным и тупым, поскольку в этом ощущении он проводит 90 процентов времени своей жизни.

Сюда же неизбежно добавится и чувство вины, поскольку в том объеме и качестве, в котором этого требуют родители и учителя, школьная программ не будет ни у кого освоена никогда! И у ученика постоянно висит мысль о том, что он что-то должен, но не сделал. Сюда же добавляются проблемы взросления пубертатного периода и, помноженные на 90% времени ощущения себя неуспешным, усталость и чувство вины за несделанное, все эти факторы неизбежно, у 100 процентов выпускников школ, приводят к развитию разной степени невротизации — от легкой (крайне редко), до сильно выраженной, тяжелой и тяжелейшей, депрессивных расстройств и суицидальных намерений.

Свой посильный вклад в то, чтобы не дать возможности ученику закончить школу без ощущения того, что он тупой и бездарный дебил, естественно, вносят и учителя. Психологическое состояние современного учительского сообщества крайне печально и внушает самые серьезные опасения. Во-первых, все они сами прошли через нашу школу и уже в силу этого обладают достойным букетом комплексов и психологических проблем, которые школа всегда бонусом дает вместе с аттестатом. И далее все эти психологические проблемы многократно усиливаются спецификой педагогического труда в современной России. Не будем делать вид, что не знаем, что сегодня в России учитель — одна из наименее престижных профессий. Далеко в прошлом те времена, когда учителя (как и врача) в обществе искренне уважали. Сегодня это одна из наиболее презираемых профессий. Не думаю, что много людей сознательно хотят стать учителем. По степени престижа эта профессия в общественном сознании стоит в одном ряду с профессиями «обслуживающего персонала» — официанта, сантехника, дворника, парикмахера. Думаю, в 90-е годы даже профессия проститутки обладала более высоким имиджем и статусом, чем учитель.

Минимальный общественный престиж органично дополняется огромной психологической и учебной нагрузкой, заваленностью в последние годы горой бессмысленной бумажной работой, и вишенкой на этом торте выглядит знаменитая учительская зарплата. Причем в школах вроде бы ситуация с зарплатой сейчас стала менее катастрофическая, а вот ставка доцента вуза и сегодня вознаграждается роскошными 11000 рублями.

В итоге среднестатистический учитель сегодня живет с неизбежным ощущением собственной ничтожности, нищеты, бесправности и ненужности, и уж конечно, «пьянящее чувство успеха» от своего труда ему незнакомо в принципе. (Конечно, есть исключения. Часто ситуация компенсируется тем, что женщина (коими у нас являются 90% учителей) состоит в счастливом браке с успешным мужчиной, на деньги которого и живет, на работу ездит на подаренном им BMW, а к самой работе относится без лишнего фанатизма, много нервов на нее не тратит и воспринимает ее исключительно как хобби, чтобы не сидеть все время дома, тем более что работа учителем предлагает все же некие социальные гарантии, большой отпуск и обычно покрывает расходы на бензин).

Неудивительно, что с таким психологическим состоянием не всем педагогам удается справляться так, чтобы оно не превращалось в проблему для окружающих. Мало ли мы знаем случаев, когда педагоги оказывались откровенными садистами, пусть обычно не в физической, а в психологической, но порой довольно изощренной форме, которые склонны вымещать свои комплексы из озлобленность на заведомо более слабых учениках, перенося на них свои комплексы и ощущение ничтожности, с каким ученики впоследствии школу и покидают.

В итоге, каждый приходящий в школу с освоим, пусть хотя бы одним, талантом ребенок, вместо того, чтобы за 10 лет отыскать, максимально развить этот талант и, по возможности, добавить к нему новые, гарантированно похоронит его под 90-процентной горой ненужных и неинтересных ем предметов, успешно изучать которые он изначально не в состоянии. Пребывая 90 процентов времени в состоянии дискомфорта из-за невозможности достичь успеха в нелюбимых им предметах, ученик рефлекторно разовьет у себя ощущение собственной глупости и невозможности достичь успеха, которое, вероятно, в виде комплекса неполноценности будет сопровождать его всю жизнь. К этому добавится подсознательное чувство вины, поскольку где-нибудь он не будет соответствовать ожиданиям общества и требованиям программы, а чтобы как-то скомпенсировать свою неспособность соответствовать всем предъявляемым ему требованиям, он, скорее всего, разовьет в себе такие негативные качества личности, как лживость и изворотливость, позволяющие как-то снизить нагрузку (например, прогулять и сказать, что заболел) либо избежать наказания (исправить в дневнике двойку на четверку).

Все это звучит достаточно дико, но мне кажется, что все это правда, и эта правда относится к каждому из нас. Возможно, кто-то даже обвинит меня в клевете или попросит не переносить собственные детские травмы на всех и не оскорблять высокую и светлую жизненную миссию школы.

И чтобы доказать, что я едва ли одинок в своей оценке ситуации, я хотел бы в завершение упомянуть одну весьма известную и даже модную сегодня личность — Роберта Кийосаки, американского предпринимателя, писателя и преподавателя, автора полутора десятков книг, наиболее известной из которых является «Богатый папа, бедный папа». Ситуации в современной системе (американского) образования полностью посвящена его книга с весьма провокационным названием «Если хочешь стать богатым и счастливым, не ходи в школу» (отметим сразу, что суть книги не столь эпатажна и прямолинейно-примитивна, как может показаться из названия).

Не считая Кийосаки ни кумиром, ни беспрекословным авторитетом во всех областях педагогики, мы, тем не менее, должны согласиться, что он высказал ряд интересных мыслей и наблюдений. Приведем несколько выдержек из первой главы вышеназванной книги, которые абсолютно созвучны нашему ощущению ситуации и с которыми трудно не согласиться.

 

Все те, кто чувствует неполноценность собственной жизни, являются участниками подлинного кошмара. Этот повседневный кошмар отнюдь не следствие нашей ущербности, он — порождение нашей системы образования при поддержке общества в целом, обучающей не тому, как преуспеть, а тому, как не иметь успеха.

Нам нравится думать, что образование облегчает нам жизнь. Для некоторых из нас это действительно так. Но для большинства — нет. Мы приучены к тому, что если человек хорошо учится в школе, то и в жизни все будет так же хорошо. И горькая ирония скрыта в том, что обучение в школе в действительности глушит нашу внутреннюю способность к достижению финансового благополучия и счастья. Наша система образования учит людей быть неудачниками в жизни, и неудача, как чума, поражает даже тех, кто заканчивал школу лучшими из лучших. Молчаливые, коварные вирусы современного образования поражают почти все стороны вашей жизни, длительное время после школы.

Мы не должны судить наши школы с точки зрения полученных нами за время обучения «пятерок» и «двоек». Вместо этого мы должны попытаться оценить их, пользуясь критерием жизненности. Мы должны задаться вопросом: Как мое образование помогло мне в жизни? Могу ли я оглянуться на прожитые годы с чувством удовлетворения и гордости? Могу ли я честно сказать, что мое образование помогало мне прожить полноценную жизнь? Научило ли оно меня тому, как сделать мир лучше? Прожил ли я жизнь, занимаясь любимой работой? Заработал ли я достаточно денег для содержания себя и своей семьи? Научило ли меня образование навыкам и умениям, которые помогли мне получать удовольствие от жизни?

Вы вынуждены согласиться, что по всем этим вопросам и ответам на них наши школы являются абсолютной неудачей, провалом нашей жизни. Наша система образования сеет семена неудачи, крушения надежд и финансовой подавленности в обществе, которое не позволяет развиться истинному потенциалу человека.

Мы должны помнить, что образование, которое не учит жить успешно в современном мире, не имеет никакой ценности. Каждый из нас приходит в жизнь с врожденной способностью жить счастливо и успешно. А мы должны обогатить эту способность знаниями и навыками, которые помогли бы нам ее реализовать наиболее эффективно.

Когда наша образовательная система оказывается неспособной предоставить необходимые знания, и навыки, мы не теряем свои врожденные способности к успеху, мы просто забываем о них, становясь неспособными оценить или использовать то, что имеем».

Скорее всего, большинство читателей будет вынуждено согласиться с подобными формулировками Кийосаки. Дефекты нашей образовательной системы действительно порождают огромную проблему, над которой большинство из нас не задумывается в силу привычки к сложившемуся порядку вещей. Но изменение положения, особенно в сегодняшней общественной, политической и экономической ситуации жизненно необходимо!

Преподаватели, уже в силу описанного выше ощущения себя как «маленького человека», зачастую весьма пассивны и нерешительны и первым делом думают: Как может отдельно взятый человек, такой, как вы или я здесь что-то изменить? Ну что ж, первый шагом изменений является — осознание серьезности, глубины и трагичности происходящего и распространение этой информации, к чему мы вас, уважаемые читатели, призываем и приглашаем!

Будем рады услышать ваши мнения по поводу вышесказанного в комментариях к этой статье.



Источник: http://edugram.ru/p/school-killer/?from=google
Категория: Про школу | Добавил: Alar (25.04.2016)
Просмотров: 1377 | Теги: система, демотивация, ШКОЛА, образовательная, мотивация, дефекты | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]