Главная » Статьи » Педагогика. Психология

А. Адлер. Избранное. Диагноз: порядок рождения

А. Адлер. Диагноз: порядок рождения

 

       Так  как  работа  с психологическими проблемами детей в  первую очередь зависит  от диагноза стиля жизни, стоит рассмотреть методы диагностирования, разработанные индивидуальной психологией. Несомненно, диагностирование стиляжизни может иметь применение во  многих областях психологической практики, в воспитании же мы считаем его совершенно необходимым.


     Помимо  непосредственного  изучения  ребенка в  годы  его взросления  и становления,  индивидуальная психология считает важным  расспросить о ранних воспоминаниях ребенка и  о фантазиях относительно его будущих занятий. Кроме того,  необходимо наблюдать  за осанкой  и телодвижениями ребенка  и сделать определенные выводы из факта его положения в семейной иерархии, связанного с порядком рождения и наличия других братьев и сестер. Ранее  мы уже обсуждали каждый их этих методов, возможно,  сейчас необходимо  вновь  остановиться на положении  ребенка  в  семье,  так  как  эта  составляющая имеет  наибольшее значение для воспитания и развития.


     Как  мы  видели, в этой  связи  важно то, что  первый  ребенок,  будучи вначале единственным в семье, затем теряет  все преимущества этого положения и  ту большую  власть,  которой он наслаждался со времени своего рождения. С другой стороны, психология  младших детей детерминирована фактом присутствия в  их  жизни  первенца.  У  старших  детей  мы часто  подмечаем преобладание консервативной установки.  Они полагают, что у власти должен оставаться тот, кто ею обладает. Ведь потеряли они свою  власти лишь в силу случайности,  но при этом отнюдь не потеряли вкус к ней.


     Жизненная  ситуация второго ребенка  в корне  отличается.  Изначально у него есть лидер, с которым он стремится  сравняться. Он не признает власть и любит  ее перемену Ему присуще чувство динамики и желание рваться вперед как на гонках, что  также можно заметить в  его движениях. Он старается изменить законы науки и природы, и  по  сути своей является революционером, причем не столько  в политике,  сколько  в социальной  жизни  и  в своем  отношении  к окружающим.  Прекрасный пример  этого мы  находим в  библейской  истории  об Иакове и Исаве.


     Если  перед  нами  случай,  когда  несколько  детей  растут  вместе,  а некоторое  время  спустя  рождается еще  один,  последний  ребенок  будет  в ситуации, схожей с ситуацией первенца.


     Особенно  интересно  с психологической точки зрения положение  в  семье самого  младшего.  Под  этим  мы,  конечно,  подразумеваем ребенка,  который младший всегда и у  которого никогда не бывает  последователя.  Преимущества его положения заключаются в  том, что  он никогда не будет свергнут.  Второй ребенок может потерять  свою власть и иногда он переживает трагедию,  но это невозможно  в жизни самого  младшего. Следовательно, его положение  наиболее благоприятно, и если остальные обстоятельства жизни одинаковы, можно видеть, что  самый  младший ребенок развивается  наилучшим  образом. Он  походит  на второго  ребенка тем, что очень  энергичен и старается превзойти  других. На его жизненной дистанции также есть лидеры Но в остальном путь  его полностью отличается от  развития  других членов семьи. Например,  если  мы говорим  о семье  ученых,  самый  младший  из  детей  возможно  станет  музыкантом  или промышленником: если речь идет  о семье людей практических --  младший может быть поэтом. Он  всегда должен быть другим, отличаться во всем. Ему нравится следовать отличным  от  остальных путем  по  причине  того,  что  ему  легче заниматься чем-то другим,  нежели соревноваться в том же роде  деятельности, что можно расценить, как очевидный недостаток смелости.


     Стоит  заметить,  что наши предсказания, основанные на знании положения ребенка   в   семье   --   это   описание определенных  тенденций,  а   не закономерностей,   непременно  исполняющихся  в  каждом  конкретном  случае. Действительно,  если первый ребенок в семье  выдающийся, он может  вообще не быть оттесненным вторым,  и  таким образом  совсем не будет  страдать. Такой ребенок  может  быть хорошо социально адаптирован,  и,  возможно,  его  мать сумеет  привить  ему  интерес  к  другим,  включая новорожденного. С  другой стороны,  тот  факт,  что  первенца   невозможно  затмить,  создает  большие трудности в  жизни  второго  ребенка,  и серьезные  психологические проблемы могут возникнуть у последнего. Часто опыт таких детей очень болезненный, так как уже  в  начале жизни они теряют смелость  и надежду.  Соревнующиеся дети всегда  должны иметь надежду победить, а когда надежда уходит --  все теряет смысл.


     Единственный ребенок  в  семье переживает свои  трудности. Его трагедия заключается  в том, что  все  детские  годы он был центром внимания семьи, и теперь быть в центре  -- стало целью его жизни. В своем стремлении к цели он не следует логике, а следует своему стилю жизни.


     Положение единственного мальчика в семье, где все остальные -- девочки, также довольно сложное и может вызвать определенные проблемы. Считается, что у такого  мальчика девичья манера поведения и вкусы, но это мнение не совсем
верно  (здесь стоит заметить,  что  все мы воспитаны женщинами). Однако, так как весь уклад жизни семьи устроен для девочек, определенные проблемы у него возникают. Войдя в дом, можно сразу  сказать, кого больше в семье: мальчиков или  девочек.  Порядок,  звуки,  аксессуары -- все различно. В  семьях,  где больше мальчиков -- больше поломанных вещей, и намного чище в тех домах, где больше девочек.


     В женском  окружении  мальчик  может еще  больше  стремиться  выглядеть мужчиной  и  преувеличивать  свои  мужские  качества,  либо он  может  расти женоподобным,  как   все  остальные  в  его  домашнем   окружении.  В  своих наблюдениях  мы обнаружили, что мальчики,  выросшие в  таких  условиях, либо нежные и мягкие, либо совершенно необузданные. В дальнейшей жизни они всегда пользуются случаем  доказать или  подчеркнуть  факт  своей принадлежности  к мужскому полу.


     Единственная девочка, растущая в окружении братьев, оказывается в такой же сложной ситуации. Либо она тиха и женственна, либо хочет делать все,  что делают ее братья, и развиваться подобно им. Существует также риск, что у нее появится  чувство  неполноценности,  причина  которого --  привилегированное положение мальчиков в общественной иерархии.  Комплекс неполноценности может развиться из-за чувства, что она "единственная" девочка, а его компенсация в виде комплекса  превосходства,  как  правило,  проявляется  в том,  что  она старается   подражать  мальчикам  во  внешних  проявлениях  и  одежде,  а  в дальнейшей   жизни  вступать   в  сексуальные  отношения,   которые  по   ее представлениям имеют мужчины.


     Наш  обзор  проблемы   положение  ребенка  в   семье   можно  заключить рассмотрением частного случая, когда  первенец --  мальчик, а второй ребенок --  девочка.  В  подобной  ситуации  между  ними  двумя всегда  присутствует яростное  соревнование. Девочку подхлестывает  не только  тот факт, что  она второй  ребенок, но  также и то, что она  -- девочка.  Поэтому  она  усердно учится, и вообще проявляет все качества, свойственные типу  второго ребенка:энергичность,  напористость,  независимость, -- и в  какой-то момент мальчик может заметить,  что в их негласной гонке она приближается к нему все ближе. Как известно, физически и умственно  девочки развиваются  быстрее мальчиков: например, девочка двенадцати  лет намного более развита, чем мальчик того же возраста. Мальчик, видя это и не в  состоянии объяснить, может почувствовать свою   неполноценность   и  даже  склонен   уступить.  В   растерянности  он останавливается и вместо движения вперед начинает искать пути к отступлению. Иногда он  находит  выход в  художественном  творчестве,  в  других  случаях становится невротиком, преступником, либо заболевает.


     Описанная ситуация представляет сложность для  психолога, даже если его установка: "Любой человек может  всего достичь". В данном случае лучше всего показать  мальчику,  что  лидерство девочки связано с ее  большим  усердием, упорством и поиском.  Можно  также найти  область, где брат  и сестра  будут соревноваться  минимально, чтобы  снизить напряжение  атмосферы конкуренции, царящей в их отношениях.

 

Подробнее: Альфред Адлер. Наука Жить и Обзор основных концепций А. Адлера

Категория: Педагогика. Психология | Добавил: Alar (04.02.2015)
Просмотров: 369 | Теги: А.Адлер. Порядок рождения, стиль жизни | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]