Главная » Статьи » Педагогика. Психология

А. Лавон, Р. Шифрон. РАННИЕ ВОСПОМИНАНИЯ В ТЕОРИИ А. АДЛЕРА: ИХ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ В НЕЙРОНАУКЕ

РАННИЕ ВОСПОМИНАНИЯ В ТЕОРИИ А. АДЛЕРА:
ИХ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ В НЕЙРОНАУКЕ

(Перевод с английского)

Д-р Айрис Лавон и Д-р Рэйчел Шифрон

       Введение: несколько слов о рождении этой статьи
      Айрис Лавон: «Мы познакомились Рэйчел около семи лет назад в школе психотерапии. Я приехала изучать психотерапию, потому что меня всегда интересовали ее эффекты. Я старший преподаватель факультета нейробиологии университета и руковожу лабораторией молекулярной нейроонкологии и. На курсе д-ра Рэйчел Шифрон о методе ранних воспоминаний (РВ) в адлерианской психотерапии я познакомилась с идеями А. Адлера. Его теории и то, что высказанное им еще 100 лет назад было доказано нашими недавними исследованиями в нейробиологии поразило меня.  Я подошла к д-ру Шифрон и попросила ее разрешения представить полученные результаты аудитории, и это стало началом нашего сотрудничества».

      Рэйчел Шифрон: «Меня всегда интересовала загадка функций мозга. Как происходят изменения? Как меняются когнитивные восприятия? Меня поразила точность соответствия каждого раннего воспоминания текущим чувствам и условиям жизни клиента, как чудо. Поэтому, когда я встретила доктора Айрис Лавон на своем курсе, и она поделилась со мной своей областью исследований, было ясно, что мы будем работать вместе, чтобы объединить наши знания и интересы. Первым результатом нашего сотрудничества стала эта статья, цель которой состоит в том, чтобы представить последние исследования нейробиологии в поддержку идей А. Адлера, того, о чем он думал, развивал и писал более 100 лет назад, о значении ранних воспоминаний (РВ) в терапии. Мы убеждены, что важно, чтобы адлерианские психотерапевты владели этой важной новой информацией о Ранних воспоминаниях».


       Теория Адлера является холической, целостной. Адлер рассматривал человека как мыслящего, чувствующего, творческого, активного и социального человека. Он утверждал, что каждый человек обладает творческой способностью двигаться навстречу другим, общаться с ними, вносить свой вклад и быть полезным для других. Теория Адлера - это теория движения, цель которой - сделать возможным изменение, рост, личностное развитие и гибкость, которые необходимы для того, чтобы справляться с требованиями жизни.
R.Miller и D.Taylor (2016) недавно рассмотрели положения индивидуальной психологии с нейронаучной точки зрения. Они представили результаты своего исследования, касающиеся основных адлеровских концепций, таких как социальная принадлежность, опыт раннего детства, целенаправленность поведения, развитие стиля жизни и холизм.

      В этой статье рассматривается эффективное и необходимое использование метода РВ (Ранние воспоминания) в адлерианской психотерапии, а также поддержка этой техники, подтвержденная в исследованиях нейробиологии. Она подчеркивает три основные идеи: во-первых, РВ как метафора текущих взглядов и чувств; во-вторых, «Я» человека состоит в основном из его воспоминаний; и, в-третьих, реконструкция РВ, предоставляющая прекрасную возможность для целостного движения и изменения в адлерианской терапии.

В этой статье пять разделов:
1. Ранние воспоминания в адлерианской психотерапии;
2. Ранние воспоминания в исследовании мозга;
3. Проявления холизма в психотерапии и нейробиологии;
4. Ранние воспоминания и их консолидация: возможности для продвижения и пластичности мозга; и
5. Актуальность РВ для адлерианского психотерапевта.

        1. Ранние воспоминания в адлерианской психотерапии.
        Одной из самых творческих идей Адлера было выявить мощный потенциал использования РВ в психотерапии. «Среди всех психологических выражений одними из наиболее показательных являются ранние воспоминания человека» (цит. по Ansbacher & Ansbacher, 1956, p. 351). Использование РВ жизненно важно для анализа уникальной модели движений клиента, его стиля жизни. Ранние воспоминания - это метафоры стиля жизни, творческий способ точного описания текущего эмоционального состояния клиента. Метафорический язык необходим для развития общего языка между терапевтом и клиентом.

        «Воспоминания важны только в том смысле, что они воспринимаются с точки зрения их интерпретации и их отношения к настоящей и будущей жизни» (там же, с. 352). Мы не считаем, что все ранние воспоминания являются правильным отражением реальных фактов. Многие из них даже фантастичны, и большинство из них изменено или искажено позже, после того, как события должны были произойти, но это не умаляет их значения. «Следует помнить, что эти воспоминания - не причины, а намеки» (там же, с. 353).
        Ранние воспоминания как метафоры предоставляют отличный инструмент для определения сильных сторон и творческих способностей клиента (Shifron, 2008; Shifron & Bettner, 2003; Shifron & Bettner, 2017). В терапевтическом процессе выявление сильных сторон позволяет клиенту и терапевту реконструировать РВ и находить творческие, продуктивные решения, позволяющие по-другому справляться с жизнью.

       Воспоминания и сны - это, прежде всего, уникальные творческие произведения человека. Согласно Адлеру (цит. по Ansbacher & Ansbacher, 1956): «Это отбор, искажение или нововведение прошлых событий индивидуумом в соответствии с его основным настроением, целями и интересами, и они будут меняться соответственно, если не в отношении содержания, то во всяком случае в отношении чувственного тона» (стр. 350).

        Нейронаучные исследования подтвердили, что это именно тот процесс, который происходит в мозге, как это обсуждается далее.
      Терапевты используют РВ, чтобы подчеркнуть способность человека искать и выбирать альтернативные методы работы с ситуациями, описанными в его РВ. Причина, по которой Адлер обратился к детству, заключалась в потребности получить, по его словам, более простую картину стиля жизни клиента. Поэтому не имеет значения, были ли воспоминания реальными или воображаемыми, или из более раннего, или более позднего периода жизни. В любом случае они выражают основное отношение, которое остается относительно постоянным на протяжении многих лет. «Вот почему индивидуальная психология придает большое значение пониманию воспоминаний самого раннего детства и показывает, что они представляют собой показательные знаки того периода, когда был сфоримирован стиль жизни» (там же, стр. 289).

 Каждый РВ содержит все основные концепции теории Адлера:
Холизм. Каждый РВ - это целая метафора. Он творчески описывает мысли, желания и чувства человека относительно его или ее жизни в настоящее время.
Движение. РВ - это метафоры или истории, которые находятся в постоянном движении и могут со временем меняться. На каждой стадии развития человек будет по-своему описывать воспоминания или чувства, связанные с его воспоминаниями.
Принадлежность и социальный интерес. Люди нацелены на движение, чтобы достичь цели принадлежности и актуализации подлинно высокого уровня социального интереса к семье, работе и обществу. Эту цель легко определить в каждом РВ.
  Креативность. Адлер утверждал, что каждый человек рождается с огромной творческой силой, и каждое РВ - это творческий метод описания его восприятия и чувств в настоящее время. «Память - это художественная способность, которая соответствует стилю жизни отдельного человека. Впечатление в целом включает в себя гораздо больше, чем опыт, облеченный в слова» (там же, с. 214).
Стратегии и их изменение для достижения цели принадлежности. Творческий человек выбирает эффективные стратегии, чтобы обеспечить чувство принадлежности. Эти стратегии становятся «частной логикой» человека и включают его восприятие себя, жизни и других людей. РВ позволяют терапевту распознать стратегии, которые были предназначены для достижения чувства принадлежности в прошлом, но могут быть менее продуктивными в настоящем.

       Ранние воспоминания предоставляют «золотую жилу» информации. Терапевт использует РВ, чтобы определить сильные стороны и творческие способности, о которых клиент совершенно не подозревает из-за связанной с ними боли. Посмотрев на каждое РВ, терапевт и клиент могут вместе определить продуктивные стратегии, которые использовались в прошлом для обеспечения чувства значимости и принадлежности. Затем их можно оценить, чтобы определить, полезны они или вредны в настоящее время.
      Для адлерианских психотерапевтов важно понимать роль РВ в образе жизни клиента. Изменения происходят в терапии, когда терапевт побуждает клиента реконструировать метафору или РВ и рассказать историю различными новыми способами, чтобы вызвать новые чувства. Адлер назвал этот процесс реконструкцией РВ (мы обсудим это в следующем разделе).

       Использование РВ позволяет терапевту понять клиента с целостной точки зрения. А чтобы полностью понять целостноть концепции, важно учитывать и понимать процессы в мозге.

       2. Ранние воспоминания в исследовании мозга.
       «Самость - это, по сути, память или, точнее, набор воспоминаний» (LeDoux, 2003, стр. 299). Если мы переведем эту цитату на адлерианский язык, то образ жизни или частная логика, по сути, будет выбранным набором воспоминаний. Человеческий мозг состоит из более чем 100 миллиардов нейронов. Каждый нейрон может подключаться к 10 000 других нейронов, передавая сигналы друг другу через более чем 1000 триллионов синаптических соединений для формирования нейронных сетей. Существенная функция этих нейронных сетей - получать, хранить и обрабатывать информацию из окружающей среды, интегрировать эти данные с предыдущей информацией и реагировать соответствующим адаптивным поведением (Weledji & Regan, 2014). Этот активный процесс можно назвать обучением и запоминанием, который происходит в основном на синаптическом уровне. Мозг никогда не перестает меняться в процессе обучения. Способность разума изменять структуру и силу синаптических связей в совокупности называется мозгом или синаптической пластичностью. На протяжении всей жизни различные переживания непрерывно реструктурируют эти синапсы и в конечном итоге формируют людей с уникальными воспоминаниями, мыслями, навыками и стилями жизни.

       Соответственно, можно предположить, что биологические воспоминания представлены сильно взаимосвязанными сетями синапсов в мозге (Squire & Kandel, 2000). «Изменение нашего мышления» или, с точки зрения Адлера, повышение гибкости нашей частной логики предполагает изменение синаптических весовых матриц соответствующих нейронных цепей путем усиления или ослабления существующих синапсов, создания новых синапсов или демонтажа старых. Он включает изменения внутренних свойств нейронов. Эти изменения изменяют функцию нейронных цепей при обработке информации и в конечном итоге вызывают изменения в поведении, которые позволяют лучше адаптироваться к меняющейся среде (Luo, 2015). Следовательно, с каждым новым опытом и с каждым запомненным событием или фактом мозг слегка меняет свою физическую структуру и соответственно влияет на наше поведение и чувства, как если бы наше поведение и чувства также были изменены.

       3. Проявления холизма в психотерапии и неврологии.
       Согласно Адлерианской психологии, представления людей о себе, других и жизни в целом формируются в первые пять лет жизни, руководствуясь их стремлением к конечной цели человечества: чувством принадлежности. Следуя раннему опыту, ребенок разрабатывает творческие стратегии, чтобы преодолевать препятствия и приспосабливаться к миру социальных отношений. Детский опыт и связанные с ним творческие стратегии в основном хранятся в синапсах для долгосрочного использования и создают индивидуальную автобиографическую память, определяемую как «память о событиях своей жизни» (Conway & Rubin, 1996). Роль автобиографической памяти в развитии личности состоит в том, чтобы поддерживать в течение долгого времени целостное ощущение себя, которое будет использоваться на протяжении всей жизни в качестве инфраструктуры для решения жизненных проблем.

     Почему некоторые переживания сохраняются в долговременной памяти, а большинство из них забываются?
I. Kant (2006) отмечал: «Воспоминание о прошлом происходит только с намерением дать возможность предвидеть будущее» (стр. 79). Таким образом, по его словам, человек вспоминает важные для своего будущего события. Согласно Макгоу (2013) в его статье «Сохранение долговременных воспоминаний: вспоминая значимое», мы подробно помним переживания, которые вызывали эмоциональное возбуждение. Эта особенность указывает на то, что тело использует эмоциональную стимуляцию, чтобы вспомнить события, важные для его будущего. Например, дети зависят от своих родителей и других в своем выживании, а их унаследованные способности могут развиваться только в обществе. Ребенок, заключенный в объятия матери, чувствует себя защищенным и любимым. Объятие вызывает выброс окситоцина, а также других гормонов. Окситоцин - это нейропептид, который способствует чувству преданности, доверия и привязанности. На протяжении всей жизни человек, вспоминая это приятное воспоминание, будет стремиться восстановить то приятное чувство, которое вызвал окситоцин.

       Теория Адлера телеологична в том смысле, что человеческая мотивация, эмоции и действие целенаправленны. Адлерианцы постулируют, что человеческая мотивация и эмоции проистекают из целей и стратегий, которые человек разрабатывает для обеспечения чувства принадлежности.

       Другой пример - гормон дофамин, выделяемый при стремлении к цели. В каменном веке люди могли обрадоваться, увидев смоковницу. У этой эмоции была цель: поскольку плоды были источником доступной энергии и важны для выживания, люди помнили, где найти дерево в следующем году. Когда кто-то к чему-то стремится, мозг выделяет дофамин в определенные цепи, чтобы усилить действие - подобно сладкому вкусу инжира - и увеличивает вероятность того, что действие будет повторяться в будущем.

       Дофамин также выделяется, когда ребенок получает положительную обратную связь, поэтому необходимо поощрять и мотивировать его. Это не менее важно для человеческого взаимодействия в жизни взрослых, в отношениях, в мире работы и среди друзей. Люди будут использовать творческие методы, чтобы чувствовать себя воодушевленными. Ободрение - это необходимое «питание» для выживания души. Как и фиговое дерево, ободрение - это воспоминания, вызывающие эмоции, поскольку они необходимы для выживания человека. В обоих случаях дофамин (также называемый «гормоном стремления») вырабатывается и мотивирует движение к питанию - инжиру или поощрению.

       Как эмоциональное возбуждение помогает сохранить память на долгое время?
      Во время неприятных или отталкивающих, а также приятных событий (Dornelles et al., 2007) мозг подает сигнал надпочечникам над почками, чтобы высвободить гормоны стресса адреналин и кортизол. Уровни этих гормонов повышаются, а воспоминания консолидируются. Высвобождение гормонов стресса надпочечников, помимо других областей мозга, активирует миндалевидное тело, которое регулирует консолидацию памяти, влияя на хранение информации в таких областях мозга, как гиппокамп и префронтальная кора. Эти взаимодействия повышают вероятность того, что эмоциональные события будут объединены в стабильную и запоминающуюся память (Holland & Kensinger, 2010).

       Взаимодействие миндалевидного тела, гиппокампа и коры головного мозга также важно для объединения прошлых образов, звуков, запахов и других контекстных деталей в связные повествования. Эти связные повествования или истории, дополненные контекстными деталями, развиваются через совместное построение прошлых событий с основными опекунами в раннем детстве. В подростковом возрасте они совершенствуются и постоянно обновляются на протяжении всей жизни (Dornelles et al., 2007), а также в процессе психотерапии с использованием РВ.

       4. Ранние воспоминания и их консолидация: возможности для продвижения в пластичности мозга.
       Как упоминалось выше, миндалевидное тело, взаимодействуя с гиппокампом и префронтальной корой головного мозга, играет важную роль в обработке эмоций. Это сотрудничество также влияет на восстановление эмоциональной памяти, возможно, путем повторного переживания эмоций в процессе воспоминания (Buchanan, 2007). Таким образом, переживаемая эмоция также задействована во время восстановления памяти. Возможно, это происходит потому, что когда клиентов просят вспомнить РВ во время терапии, их текущее эмоциональное состояние служит ключём к поиску воспоминаний, которые были консолидированы из-за аналогичного эмоционального возбуждения.

       Отличный способ узнать, как клиенты себя воспринимают - это использовать их РВ. Каждое РВ - это законченная метафора, которая творчески описывает мысли, желания и чувства человека относительно его жизни в настоящем. РВ находятся в постоянном движении и изменении, отражая колебания текущего эмоционального состояния человека. Одной из важных тем теории Адлера является идея движения, когда адлерианские терапевты поощряют своих клиентов двигаться и использовать свои творческие силы для продвижения вперед. Адлер сравнивал клиента с человеком, который застрял в темной комнате и не может найти выхода. Психотерапевт помогает клиентам осветить комнату, чтобы они могли двигаться и найти выход к новым альтернативам решения текущих жизненных проблем. Движение или расширение видения клиентом новых альтернатив поведения можно назвать пластичностью мозга. Как цитируют Stein and Stein (2012), Адлер говорил: "Если мы оглянемся в свое прошлое и вспомним что-нибудь, то мы вспомним это с другим впечатлением, чем тогда. Особенно легко увидеть себя в этом воспоминании, поскольку мы никогда не видели себя в реальности, что означает, что мы непрерывно реконструируем нашу память» (с. 235).

       Пластичность может возникнуть во время реконструкции РВ. Как уже упоминалось, восстановление воспоминаний делает их временно лабильными и подверженными изменениям. Это происходит из-за процесса реконсолидации, в результате которого использование творческих способностей клиента для изменения памяти может вызвать синаптическую пластичность. Добавление новой информации в извлеченные воспоминания, повторение процесса несколько раз и связанное с этим эмоциональное возбуждение во время процесса может вызвать повторную консолидацию и, в конечном итоге, изменение восприятия.

       Неврологические исследования (Haubrich & Nader, 2016; Paulson, Aciman, Ledoux, Schacter & Winter, 2013; Schiller, Raio & Phelps, 2012) подтвердили идею о том, что новая информация, приводящая к повышенной интенсивности сеанса реактивации, может способствовать повторной консолидации.

       Мы приводим случай 55-летнего мужчины, который пришел на терапию с жалобой на то, что его не любят и не ценят. Он испытал пустоту и бессмысленность своей жизни. Его воспоминание (в возрасте 7 лет) описывает эти чувства: «Я помню, как однажды ложился спать. Мама была дома, и я попросил ее принести мне стакан воды, но она сказала: «Ты уже выпил воду, теперь иди спать!»
       Смысл: «Она сказала, что я уже пил воду. Она отказала!»
       Чувства: «Я чувствовал себя отвергнутым, нелюбимым; никто не заботится обо мне».
    Когда клиента попросили рассказать это событие по-другому, консолидировать их, он предложил несколько альтернативных вариантов:
       1. «Я попросил еще раз, но мне стало еще хуже».
       2. «Я пытался представить, что моя мама очень устала».
       3. «Я встал, налил себе стакан воды и успокоился».

       В процессе реконструкции терапевт и клиент обсудили уместность метафоры для его текущей жизни. Клиент смог легко идентифицировать себя как застрявшего во многих жизненных ситуациях. Он понял, что когда он ожидает обслуживания, но не предпринимает самостоятельных действий, то в результате у него возникает чувство застревания.

       Этот процесс реконструкции необходимо повторить, чтобы постепенно изменить базовые представления. Клиент открыл способность больше видеть другого человека и меньше сосредотачиваться на себе. Адлер (цит. по Ansbacher & Ansbacher, 1956) писал: «Каждый индивид представляет собой как единство личности, так и индивидуальное оформление этого единства. Таким образом, индивид является одновременно и картиной, и художником» (стр. 177). 

     Следовательно, если люди могут изменить свое представление о себе, они также могут изменить картины, которые они рисуют.

      Память нестабильна после активизации, но постепенно стабилизируется. Как упоминалось выше, процесс стабилизации или синаптической консолидации занимает период в несколько часов (Dudai & Morris, 2000; Kandel, 2001; Martin, Grimwood & Morris, 2000). До относительно недавнего времени считалось, что после завершения консолидации память хранится в фиксированном состоянии до тех пор, пока удерживается.(McGaugh, 1966; Squire, Cohen & Nadel, 1984).

       Также многие ученые ранее рассматривали извлечение воспоминаний как просто пассивное считывание информации, закодированной в нейронных цепях, поддерживающих долговременную память. Эта мнение оказалось неверным. Теперь известно, что извлечение может инициировать активный процесс, называемый реконсолидацией. Эти новые исследования привели к разъяснению, что память существует в двух состояниях: лабильном или активном состоянии и консолидированном или неактивном состоянии. Это понимание изменило то, как современная наука рассматривает память; в отличие от стабильного, фиксированного образования, память является динамичной и подвержена модификации при обращении (Haubrich & Nader, 2016; Schiller et al., 2012).

       Современная концепция заключается в том, что автобиографические воспоминания не хранятся как точные записи конкретных событий, а построены на наших обширных автобиографических знаниях. Кроме того, теперь ученые понимают, что многократные пересказы одного и того же автобиографического события не будут идентичными и могут различаться в зависимости от целей и мотивации людей (Conway & Rubin, 1996). Эти данные показывают, что неврологические исследователи только недавно открыли точность революционных идей Адлера, сформулированных 100 лет назад.

       5. Актуальность РВ для адлерианского психотерапевта.
    Почему адлерианскому психотерапевту так важно понимать и иметь полную информацию о функциях мозга в связи с использованием РВ?
     Основная цель адлерианской психотерапии - дать возможность клиенту изменить свои основные ошибочные представления. Нейробиологические исследования изучают пластичность мозга в результате обучения и опыта (Martin et al., 2000). Поскольку когнитивные изменения основываются на изменении структур мозга, мы предполагаем, что каждому адлерианскому психотерапевту будет полезно понимание корреляции между терапевтическими процессами и функциями мозга. Изменение мнения - это процесс перестройки физических структур мозга, который влияет на поведение и чувства. Для адлерских психотерапевтов очень важно получить эту важную информацию, чтобы быть более уверенными при использовании РВ в терапевтическом процессе. Понимание и использование необходимого вмешательства в реконструкцию РВ может помочь полезным изменениям.

       Адлер утверждал, что эмоции, связанные с РВ тогда, ощущаются в настоящем. Неврологическое исследование, рассмотренное Holland & Kensinger (2010), показало, что эмоции и чувства, связанные с ранними воспоминаниями, являются метафорами текущих событий. Люди склонны осмыслять жизнь в соответствии со своим предыдущим опытом и часто не склонны изменять свои убеждения на новые. Основная цель психотерапии - дать возможность изменяться и двигаться.

       Понимание концепции движения в головном мозге и в РВ дает терапевту оптимистичный посыл о том, что они оба - клиент и психотерпевт, находятся в состоянии постоянного изменения. А это означает, что изменения могут происходить во время терапии. Золотой момент для этих изменений наступает в процессе непрерывной реконструкции РВ и при повторении этого процесса. Реконструкция РВ вызывает перестройку синапсов мозга и, следовательно, поведения и чувств.

       Основываясь на нашем сотрудничестве при написании этой статьи - сотрудничестве, связанном с продуктивными обсуждениями - мы убеждены, что использование РВ имеет важное значение в адлерианской психотерапии. Использование РВ имеет решающее значение не только для понимания образа жизни человека и его частной логики, но, главным образом, для запуска движения и изменений в процессе реконструкции и реконсолидации РВ, что подтверждено последними нейронаучными исследованиями.



Источник: http://www.страдис.рф/publ/rekomenduemye/a_lavon_r_shifron_rannie_vospominanija_v_teorii_a_adlera_ikh_podtverzhdenie_v_n
Категория: Педагогика. Психология | Добавил: Alar (21.08.2020)
Просмотров: 96 | Теги: психотерапия, Нейронауки, Ранние воспоминания, Рэйчел Шифрон, Адлер, Пластичность мозга | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]