Главная » Статьи » Педагогика. Психология

Что такое Адлерианская психология?

Альфред Адлер, Венский врач-психиатр, в самом начале 1900-ых годов по приглашению З. Фрейда принимал участие в работе Венского психоаналитическго кружка возглавляемого З. Фрейдом. При этом А. Адлер никогда не был убежденным сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. Тем не менее в 1910 году Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества.

В 1911 г. из-за непримиримых разногласий с Фрейдом Адлер сложил с себя полномочия президента и вместе с несколькими другими членами общества покинул его.

В то же время Адлер изложил свою теорию, которую назвал Индивидуальной психологией (Die Individualpsychologie), где, в отличие от Фрейда, акцентирует внимание на социальных факторах, влияющих на развитие и формирование личности человека, его поведении, потребностях в достижении, взаимодействии и самоутверждении.

В «Индивидупльной психологии» Адлер формулирует и вводит, теперь уже широко известные понятия: социальный интерес, стиль жизни, комплекс неполноценности, ранние детские воспоминания, прототип личности, чувство общности и др.

А. Адлер был одним из первых психиатров, которые обратились к вопросам психологического просвещения широких слоев населения, к вопросам воспитания детей в семье и школе. С этой целью он впервые создал сеть психолого-педагогических консультаций для родителей, педагогов и других групп населения, где начал проводить семейное и групповое консультирование для обучения психологическим концепциям и способам улучшения условий жизни человека.

Адлер был очень заинтересован в психологическом и эмоциональном благополучии общества, и подчеркивал важность воспитания чувства социальной принадлежности в каждом человеке. Он настаивал, что социальный интерес, чувство принадлежности и вклад в благосостояние общества являются основными составляющими психического здоровья. Эти идеи нашли полное подтверждение во множестве научных исследований и часто называются "позитивной психологией". Таким образом Адлер стал основоположником прикладной психологии, содержащей ценнейшие психолого-педагогические наработки воспитания, терапевтического обучения, педагогической коррекция «трудных» детей, их успешной адаптации и функционирования в социальной среде.

Адлерианская теория - это целостная психология, которая фокусируется на целях и задачах человеческого поведения и взаимоотношениях людей. Она полагает, что человек устремлен к одной и той же цели на всех уровнях своего жизненного опыта, и в этом смысле его поведение целостно, едино. Она рассматривает поведение человека в реальном социальном окружении. Поведение не происходит в изоляции, оно всегда социально и устремлено к изменению и утверждению своего восприятия ситуаций и условий с «чувства минус» на «плюс»:

Подумайте о том, почему вы ходили в школу, почему выбрали свою профессию, почему сменили предыдущую работу, почему посетили этот сайт, почему вы делаете то, или иное, и вы увидите цель ваших поступков - социальное участие, включенность и значимость.

В адлерианстве цели - важная часть мотивации и причин поведения. Конечно, наше прошлое играет определенную роль в наших перспективах и возможностях, но наш выбор действий отображает наши цели и способность направлять нашу собственную жизнь.

"Чувство неполноценности" - еще одна адлеровская идея. У всех нас есть чувства неполноценности (недостаточности), которые становятся стимулирующим фактором развития и совершенствования наших умений, знаний и навыков, наших способностей и талантов. Развивая и совершенствуя их, мы преодолеваем эти чувства. Движение по этому пути может привести к гениальности, но, к сожалению, они также могут привести к возникновению неврозов и различным проблемам в повседневной жизни, если мы пытаемся скрыть, или подавить их, а не мужественно признать и принять. Адлер считал, что мужество может стать ответом на многие проблемы жизни, поэтому адлерианский подход предполагает необходимость поддержки в семье, школе, на рабочем месте, и в социальном окружении.

Последователи Адлера применяют его идеи и принципы в своей работе. Это могут психологи, врачи, педагоги, воспитатели, спортивные тренеры, работники социальных служб, менеджеры по персоналу, бизнесмены, или представители любых других профессий. И, конечно, это родители, стремящиеся воспитать детей социально активными и здоровыми.

Адлер применял свои идеи в качестве врача-психиатра, но он также вышел из своего кабинета в школы Вены, где организовал более 20 учебных групп для учителей, родителей и детей, где обучал их решать свои проблемы вместе. Он часто выступал с лекциями, объясняя психологические концепции, которые могли бы помочь в повседневной жизни. Адлер написал более 300 книг и статей, делясь своими идеями с другими людьми, помогая людям жить и работать вместе.

Сегодня последователи Адлера работают в школах, клиниках, на предприятиях и сообществах. Они консультируют и поддерживают людей, которые нуждаются в поддержке и помощи. Они создают среду обучения, где дети преуспевают и развиваются, поскольку чувствуют свою принадлежность и знают, что их потребности и чувства встречают уважение и поддержку. Они пишут статьи и книги, читают лекции, проводят семинары и мастер-классы, которые помогают людям научиться жить вместе, учиться вместе и работать вместе в сотрудничестве и взаимном уважении.

Категория: Педагогика. Психология | Добавил: Alar (20.02.2017)
Просмотров: 156 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]