Главная » Статьи » Педагогика. Психология

И. Дан. Психологическая диагностика детей перед началом обучения в школе

Психологическая диагностика детей перед началом обучения в школе

Доктор И. Дан., профессор Университета им. Масарика, Брно, Чехия.

       Начало посещения школы как для ребенка, так и для членов его семьи становится значительным, поворотным этапом в жизни. Содержание образования в значительной мере является результатом культурно политического решения правительства. Требования со стороны школы к результатам обучения и дисциплинарной приспособленности на протяжении всего времени обязательного посещения школы, в частности в первом классе в значительной мере определяются опытом многих поколений учителей и в значительной мере соответствуют предпосылкам «средне статистического ребенка». Дети прошедшие акселерацию своего развития в дошкольном возрасте уже умеют читать, играют в шахматы и т.д. Большая группа детей имеет все предпосылки справиться с требованиями первого класса.

       Повышенное внимание со стороны педагогов и психологов заслуживают дети, у которых по различным причинам отсутствуют предпосылки успешно справиться с началом обучения в школе. Недостатки могут проявляться в разной мере. При незначительном дефиците эти дети могут начать посещать школу в обычном первом классе, родители и педагоги при этом получат от психологов информацию о специфическом обращении с ними, например, руководство по воспитанию трудовых навыков и по усилению внимания к нему. В некоторых странах и регионах для детей с частичным дефицитом организуются классы с меньшим количеством учеников. В старших классах эти дети продолжают свое обучение в обычных классах. В отдельных случаях во благо ребенка и для его счастья необходимо найти возможность начать посещение школы на год позже. Психологи привносят в интердисциплинарную заботу о ребенке вклад в виде специальной характеристики ребенка с точки зрения его приспособленности к началу посещения школы. Ребенок не готовый (не приспособленный) к школе может быть не только неуспешным в обучении, но и иметь негативные последствия в своем душевном, а не редко и в телесном здоровье.

       Начало обучения в школе означает для ребенка принципиальное изменение его жизненной ситуации, которая дает нам право определить ее под нововведенным понятием «жизненное событие». Для приспособленного ребенка, который своим здоровьем и психологическими предпосылками соответствует требованиям школы, начало посещения школы не представляет особой проблемы, хотя и этот ребенок также воспринимает эту перемену как значительное жизненное событие. У ребенка не готового к посещению школы конфронтация с этими требованиями может привести к потере существующего душевного равновесия и к появлению признаков душевного напряжения. В более выразительных случаях это может даже привести к реактивному нарушению душевного здоровья проявляющемуся по-разному, чаще всего и форме невротических признаков, изменений в личности (в частности астенизации и признаков переходного регресса в развитии). Очень часто повышенная нагрузка проявляется в меньшей выносливости и повышенной склонности к соматическим заболеваниям, в частности к инфекционным. Травматизация ребенка не приспособленного и не готового к посещению школы может привести к обновлению уже компенсированных трудностей и недостатков, как в телесном, так и в душевном здоровье.

       Первой фазой диагностики является ориентировочное исследование популяции будущих школьников, чаще всего с помощью разных модификаций ориентировочного теста школьной зрелости Керна дополненного анкетой способности ребенка посещать школу. Выполнение этого мероприятия может быть возложено на хорошо инструктированных не психологов (чаще всего это могут быть воспитатели детских садов, иногда педиатры). После анализа результатов специалистом психологом можно перейти ко второй фазе. Во второй фазе проходит консультативное психологическое индивидуальное исследование отобранных детей. Трезвые оценки говорят о том, что таких детей около 10%. К этому еще необходимо добавить, что индивидуальное исследование должно быть осуществлено как можно ближе к началу посещения школы.

       Основные предпосылки можно объединить в три основные группы:

1. Уровень зрелости познавательных функций (степень развития функции рецептивного и экспрессивного коммуникационного характера, развития психомоторики, речи, восприятия, воображения, памяти, мышления, что является необходимой предпосылкой усвоения начальных навыков в письме, чтении и математике).

2. Предпосылки, относящиеся к душевной работоспособности начинающего школьника, соответствующие в свою очередь условиям коллективного обучения (способность концентрации внимания, невосприимчивость к отвлекающим внешним и внутренним влияниям, предпосылки формирования рабочих навыков и т.д.).

3. Уровень зрелости личности ребенка, т.е. такой уровень личностного развития, который позволяет ребенку без особых трудностей приспособиться в новой среде с ее требованиями.

       Предполагает соответствующую зрелость, прежде всего, эмоциональной сферы, сферы свободы и социального поведения, чтобы ребенок мог без особых проблем принять роль ученика и соученика, подчиниться руководству со стороны учителя и сотрудничать с ним в рамках коллективного обучения.

       Оценка состояния здоровья шестилетнего ребенка находится в полной компетенции соответствующего детского доктора.

       В процессе обследования ребенка появляется возможность проверить предпосылки, касающиеся его личности, согласно вышеприведенным трем основным критериям оценки способности ребенка начать посещение школы.

       1. Собственно когнитивные предпосылки к обучаемости. Количественная точка зрения при оценке общих умственных способностей является, безусловно, одной из основных, однако, при оценке способности ребенка начать посещение школы и предикции успешности или неуспешности в начальном обучении является недостаточной. Не необходимо дополнить структуральной точкой зрения.

       2. У детей с хорошими предпосылками в области общих умственных способностей могут встречаться выразительные проявления незрелости во второй основной группе факторов, которые обуславливают их будущую работоспособность на протяжении коллективного обучения. Исходя из нашего опыта, можем утверждать, что даже воспитатели детских садов не всегда способны определить и оценить существенное различие, которое есть между непроизвольной и сознательной концентрацией внимания. Типичным примером является низкая работоспособность ребенка с выраженной инфантильной структурой личности.

       Сюда относятся также дети легко устающие при душевной нагрузке. При этом очень часто забывают о том, что в этом возрасте усталость ребенка проявляется, прежде всего, двигательным беспокойством, рассредоточенностью, как это бывает у детей с выраженными чертами предшкольной психической структуры, которые еще вообще не мотивированы к серьезной и системной познавательной деятельности при коллективном обучении. Их заинтересованность быстро исчерпывается, начальный интерес быстро теряется и, в конце концов, может появиться отвращение к организованной деятельности, которой является коллективное обучение, ребенок хочет играть.

       3. Решающая группа факторов, определяющих способность ребенка начать учиться в школе, связана со структурой личности начинающего школьника. Соответствующая зрелость личности является предпосылкой его успешной адаптации в школьной среде. Вместе с уровнем зрелости основных личностных черт (эмоции, свобода, социальное поведение) необходимо принять во внимание особенности личности, которые могут способствовать дисгармоническим формам развития личности.

       Категории детей находящихся в опасности с точки зрения душевного здоровья:

       1. Дети с сохранившимися выразительными чертами дошкольной психической структуры.

       Это одна из самых многочисленных групп еще не приспособленных шестилетних детей, у которых имеется ярко выраженное сохранение основных признаков психической структуры характерной для дошкольного возраста - для периода определяющегося игровой активностью. В области когнитивных предпосылок обучаемости имеются сохраняющиеся предшкольные способы восприятия и мышления. Затруднено расчленение восприятий, преобладает целостное восприятие, живая фантазия и аффективно обусловленное мышление, поэтому дети не способны еще к так называемому объективному способу переработки различного рода информации, как того требует школа.

       Подобные черты можно обнаружить и в работоспособности, у таких детей доминирует интерес к игре, продолжительность внимания при игре находится в контрасте с характером задания. Одновременно личность ребенка с преобладающей предшкольной структурой проявляется характерными чертами, к которым относятся повышенная эмоциональная живость и невладение эмоциями и аффектами, эмоциональная и аффективная лабильность, недостаточная авторегуляция в поведении с элементами импульсивности, часто меняющееся настроение, капризность, упрямство, эгоцентрическое и фантастическое восприятие социальной реальности.

       Эти дети очень часто, независимо от своих умственных способностей, в начале имеют большое желание ходить в школу. Однако очень быстро их изначальный интерес вызванный любопытством утихает, а в случае, когда они должны довести до конца деятельность, связанную с выполнением задания, проявляют себя как несамостоятельные и требуют непосредственного руководства учителя. При систематических требованиях к работоспособности начинают испытывать отвращение к школе и нервное напряжение, нередко у них достаточно быстро после начала посещения школы начинают появляться регрессивные проявления.

       Выше указанные особенности в ситуации школьной нагрузки невозможно устранить или быстро исправить. Ребенку необходимо определенное время, которое позволит ему созреть. Мы стараемся достичь изменения позиции родителей, которые систематически стимулировали бы ребенка к зрелости. У этих детей желательно отложить начало посещения школы, в частности в случаях проявления дополнительных признаков неприспособленности к началу обучения в школе. В менее выраженных случаях можно рекомендовать отдать ребенка в классы выравнивания, в которых обеспечивается индивидуальная забота о ребенке.

       2. Дети с небольшой задержкой развития разной этиологии, что прогностически имеет значение лишь с точки зрения обучения. Для них предлагается отсрочка начала посещения школы.

       Накоплен достаточно позитивный опыт перенесения начала посещения школы такими детьми. Начальное преимущество в возрасте выразительно снижает меру нагрузки и практически снимает обычную перегрузку, которая у данной группы детей проявляется практически с самого начала. Составной частью консультативной деятельности является подведение родителей ребенка к соответствующей акцептации (1).

       В частности, важно, чтобы родители не были нацелены на успеваемость в школе. В этой области ребенок никогда не будет способен достичь отличных результатов. Во избежании деформации личности односторонней оценкой, необходимо чтобы ребенок имел признание и в области ребенок никогда не будет способен достичь отличных результатов. Во избежании деформации личности односторонней оценкой, необходимо чтобы ребенок имел признание и в других областях, кроме обучения. Одновременно и учитель должен вовремя получить необходимую информацию, иначе ребенок начнет постепенно терять начальное преимущество, что в свою очередь может быть оценено учителем как ослабление интереса и старания со стороны ребенка. В действительности же это потеря начального преимущества.

       3. Дети со значительной, с точки зрения школы, задержкой в развитии, т.е. дети, обучаемые в так называемом ограниченном объеме, а также случаи пограничного характера между нормальной и ограниченной обучаемостью.

       К этой группе будущих школьников относятся дети, у которых когнитивные предпосылки обучаемости снижены настолько, что они, несмотря на хорошие условия развития, на большую заботу со стороны семьи и школы, не способны к выполнению требований обучения в начальной школе. У этих детей речь идет о значимых задержках в развитии разной этиологии, которые в области интелектуальных способностей отвечают легкой ментальной ретардации или, в большинстве случаев, выраженной пограничной областью нарушений (интелектуальная инфериорита). Из этого вытекает прогноз обучаемости в ограниченном объеме в диапазоне специальной школы и в случае граничной обучаемости - в диапазоне вспомогательной школы. Эта категория детей при трезвых оценках составляет 4% популяции детей шестилетнего возраста.

       Системный дошкольный осмотр позволяет зафиксировать в рамках определения способности детей к началу посещения школы только часть этой популяции. При этом забота о детях с ограниченной способностью к обучению относится к основным видам деятельности консультаций. Очень часто эта забота сводится только к проблемам диагностики. Согласно нашему опыту гораздо большее способностью к обучению относится к основным видам деятельности консультаций. Очень часто эта забота сводится только к проблемам диагностики. Согласно нашему опыту гораздо большее значение имеет проблема психотерапевтическая. Сущностью этой проблемы является, прежде всего, психотерапевтическая работа с родителями ретардированного ребенка, с целью их подведения, благодаря терпению и системности, к его реалистической акцептации.

       4. Дети с ярко выраженным неравномерным развитием способностей, включая значимые парциальные недостатки в структуре способностей.

       Эта группа детей относительно малочисленна и по своим признакам и их этиологии достаточно гетерогенная. В нашей консультационной практике мы к ней относим, прежде всего, группу детей со специфическим опозданием экспрессивной речи. У этих детей обычно обнаруживается достаточно отсталое начало развития речи и достаточно массивная дислалия, несмотря на наличие хороших речевых примеров в семье и нормальных условий развития. При условии, когда существует возможность обеспечить такому ребенку возможность посещать специализированную начальную школу для детей с недостатками речи, можно одобрить начало сто посещения школы в обычном возрасте.

       5. Дети со значимыми особенностями личности самой разной этиологии.

     К этой группе относятся дети с достаточно обозначенными темпераментными особенностями, в частности с такими, которые могут у учителя вызывать негативный алло-эффскт в оценке ребенка. Далее, к ним относятся дети с личностными особенностями, которые являются следствием длительного воздействия некоторого из деффективных, практически патологических типов родителей. Шкала значимых для воспитания и обучения личностных особенностей очень широкая и очень пестрая.

       6. Дети с дисгармоническим развитием личности разных типов.

      Понятие дисгармонического развития в детской психопатологии вытеснило более старое понятие „психопатия в детском возрасте". Эта замена совершенно оправдана. Под психопатией понимается длительная абнормальность, которой страдает индивидуум, общество, или и те и другие [2]. Это понятие зарекомендовало себя как более соответствующее по сравнению с диагностическими категориями, используемыми в системе ICD-10. (International Classification of Diseases, Tenth Revision, Международная классификация болезней ВОЗ)

       (Этот момент заслуживает самостоятельной оценки). В детском возрасте невозможно, исходя из факта развития, неготовности и продолжающейся (хоть в данном случае и измененной) пластиците, говорить о продолжительности определенной абнормальности. Поэтому более адекватным является понятие дисгармонического развития, разработанное, в частности, российской педоgсихиатрической школой Г.Е. Сухаревой и достаточно клинически проверенное. Дисгармоническое развитие личности представляет собой специфический вид психической дизонтогении, при которой центр тяжести аномалий развития сосредоточен, прежде всего, в разных составных частях личности (темперамент, характер), в то время как интеллект остается без изменений. С точки зрения психологии речь идет о том, что у ребенка с раннего возраста проявляются разные отклонения в формировании личности, которые нельзя объяснить недостатками в воспитании. Последние хотя и могут выступать как значительный ухудшающий фактор, однако не являются собственно причиной этого типа проблемного развития.

       7. Дети с последствиями психической депривации и субдепривации (с депривационным синдромом).

       Психическая депривация определяется John Bowlby как психическое состояние, возникшее в результате жизненных ситуаций, в следствии которых субъект не получил возможности удовлетворения некоторых из своих основных (витальных) психических потребностей в достаточной мере и на протяжении достаточно длительного времени. Признаки психической депривации могут быть в своей динамике развития очень разнообразными и проявляться во всей шкале от очень легких особенностей еще в рамках нормы, до самых глубоких отклонений в развитии личности.

       8. Дети с проявлениями явной невротизации (включая психосоматическую симптоматологию) и дети с реактивными состояниями или же посттравматическим стрессовым нарушением.

       Неврозы являются функциональными психическими нарушениями легкого характера, которые проявляются при адаптационных трудностях индивидуума по отношении к его общественной среде. Характеризуются, прежде всего нарушениями высших психических регулировок, а также функциональными нарушениями в соматической области. В их этиологии регулировок, а также функциональными нарушениями в соматической области. В их этиологии можно различить моменты диспонируюшие (типу личности соответствует значительная невротическая симптоматология), и моменты вызывающие (у детей это, чаще всего, конфликты внешние или внутренние, а также фрустрация). У детей школьного возраста причинным фактором часто является перегрузка. Нередко решающим фактором, который вызывает детский невроз, в этом случае является личность учителя и его неправильный подход к ребенку.

       9. Дети с психологически значимой первичной соматической симптоматологией, в частности сопровождаемой астенизацией.

       Каждое соматическое заболевание у ребенка сопровождается явным психическим симптомом, отличающимся от симптома, который можно наблюдать у взрослого больного.

       Ребенок с одной стороны свою болезнь в таком масштабе не осознает, с другой стороны, однако своей болезнью гораздо сильнее поражен, что в свою очередь проявляется на всех уровнях его приспособляемости: с трудом переносит ограничения в своих активностях, выразительно реагирует на угрозу своим эмоциональным связям при необходимости пребывания вне семьи (диспансеризация), его собственное душевное равновесие является более лабильным. В школьном возрасте практически каждое незначительное заболевание чувствительно сказывается на его душевной работоспособности.

       10. Дети из семей находящихся в кризисном состоянии.

       Эти дети находятся в исключительных условиях развития, в сложной жизненной ситуации, которая сама по себе накладывает более высокие требования на их душевное равновесие и душевное здоровье, а иногда их душевному здоровью прямо угрожает. Эти исключительные условия развития имеют характер того, что в настоящее время называется жизненным событием. В случае, когда к такого рода ситуации добавится следующая нагрузка в форме принципиального изменения, например переход из детского сада в начальную школу, появляется повышенный риск угрозы душевному здоровью, связанный с возникновением воспитательных и учебных осложнений, а в целом ряде случаев приводит к срыву в обучении в самом начале процесса. Самым частым вариантом такого рода сложной жизненной ситуации у шестилетнею ребенка становится кризис в семье, связанный с разводом родителей, потеря одного из родителей, принципиальные изменения в системе воспитания (например, переход от воспитания родителями к воспитанию дедушкой и бабушкой и наоборот; переезд и т. д.).

       В специальной литературе существует целый ряд моделей детерминантов способности (зрелости, готовности) к началу обучения в школе. Модели, содержат факторы, которые самостоятельно или в комбинации влияют на соматическую или психическую способность конкретного ребенка успешно начать обучение в школе.

       Прогнозированию успешности в начале и на протяжении всего посещения школы посвящена монография М. Гасселгорна и В. Шнайдера, «Fruhprognose schulischer Kompetenzen» [2|. Вопросы психологического определения (заключения) способности к началу обучения в школе есть в любом более или менее качественном учебнике психологии развития или практической психологии. Предложенная здесь модель имеет то преимущество, что при определении ребенка не готового к посещению школы в одну из 10 категорий» всегда имплицирует специальный подход к ребенку и его родителям. Психологи вместе с педагогами имеют проверенные способы эффективного „обращения с ребенком", эффективной стимуляции ею развития, могут дать специфические советы родителям, воспитателям в детских садах и учителям в школах, могут требовать специального обследования ребенка у детских специалистов.

         ЛИТЕРАТУРА

        1. Plocek, К. Zpusobilost ditеte k zahajeni skolni dochazky. (Способность детей к началу посещения школы.) Уч. пособие. FF MU v Brne, Brno. - 2001.

        2. Hasselhorn M. Schneider W (Hrsg.). Fruhprognose schulischer Kompetenzen. Jahrbuch der padagogisch-psychologischen Diagnosiik. Tests und Trends. Neue Folge Band 9. Hogrefe Verlag Gottingen - 2011. 

Категория: Педагогика. Психология | Добавил: Alar (05.11.2016)
Просмотров: 291 | Теги: диагностика, ШКОЛА, дети, готовность, обучение | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]