Главная » Статьи » Педагогика. Психология

Х. Джекинс. Человеческое в человеке
1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПЕРЕОЦЕНОЧНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
       Что ожидать? В последующих главах дается краткое описание того, каким может быть человек в такой важной области, как его реакции на окружающую среду. Это описательная модель того, кем вы можете быть, попытка к пониманию всех людей и причин их явно противоречивой деятельности и поступков.
       Наша описательная модель явилась результатом сознательной и продолжающейся уже 14 лет попытки, по-новому взглянуть на человека и понять его, каков он на самом деле, без оглядок на прошлые теории и модели. Достичь этого взгляда было трудно из-за уже укрепившихся, устойчивых представлений, которыми обременены все люди с самого раннего детства и образования, но он оставался ясной целью в период разработки этой модели.
       Возможно, что сразу принять эту модель в её важных моментах вам будет трудно, поскольку она резко расходится с убеждениями, которые уже укоренились и были не критически приняты ещё на коленях матери, в школе, на лекциях по психологии или при чтении психологической литературы. Но усилия того стоят; эти отличия - одна из самых важных вещей, которые может предложить наша модель.
       Эти отличия требуют, чтобы это описание было продумано. Его нельзя принимать не критически, на веру или по рекомендации какого-либо авторитета, и оно не содержит таких рекомендаций. Теория переоценочного консультирования не сможет быть полезной, если она не имеет для вас смысла!
       Если же эта теория имеет для вас смысл, то может случиться так, что вы почувствуете себя некомфортно из-за некоторых её последствий, особенно если вы являетесь родителем. Я, как родитель, могу сказать только: «Добро пожаловать в наш клуб».
       Несмотря на отличия нашей описательной модели от прошлых теорий, вы можете обнаружить, что она поразительно согласуется с вашим собственным опытом, поскольку обобщает реальный опыт многих сотен людей.
       Я думаю, что вы найдете нашу модель хорошо выстроенной. Она включает и предлагает небольшое количество простых понятий, которые напрямую связаны с обычным житейским опытом, по которым существует общественное согласие. С помощью этих понятий модель предлагает полезные и последовательные объяснения разнообразных, сложных явлений.
       Наша описательная модель непосредственно ведет к полезной деятельности, к решению человеческих проблем и обеспечивает последовательное руководство этой деятельностью. Она побуждает к изучению новых вопросов и открытию новых областей человеческой мысли. А новые взгляды на давно ждущие своего решения и насущные проблемы человеческого поведения, социологии и философии могут явиться следствием, вытекающим из основных положений этой модели.

       Скорее всего, вы найдете нашу описательную модель человека полезной для себя в том смысле, что вы сможете лучше справляться и решать определенные возникающие проблемы, с помощью этой модели, нежели без неё.

       B последующих главах приводится краткое изложение этой теории.

 
2. ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ МАТЕРИЯ
       Начнем наше описание со сравнения реакции на окружающую среду человека с реакцией других живых существ. Реакция человека на окружающую среду больше похожа на реакцию других живых существ, чем на реакцию неживой материи.
       Это может показаться очевидным, но это имеет смысл. Давайте посмотрим, что мы имеем в виду.
       Неживая материя в ответ на окружающую среду реагирует пассивно. Толкните стул - он упадет. Бильярдный шар отскакивает от кия в заданном направлении, определяемым приданным импульсом, углом удара, упругостью материалов и т. д. В общем реакция неживой материи на окружающую среду пассивна, она скорее подчиняется, чем действует в ответ1.
       Вместе с тем отличительной чертой живых существ является именно их активная реакция на окружающую среду. Живые существа склонны навязывать свою организацию окружающему миру. Простейшим способом это достигается за счет потребления части этой среды в виде пищи и размножением. Так куча относительно неорганизованного компоста под воздействием пары дождевых червей со временем превратится в организованную кучу таких дождевых червей.
       Помимо поглощения и размножения живые существа навязывают свою организацию окружающей среде и другими способами. Огромные запасы железа в Миннесоте, меловые скалы Дувра, коралловые рифы Тихого океана — это всё структуры, возникшие в результате активной реакции определенных микроорганизмов на окружающую среду. Колония бобров может в корне изменить геологию долины реки, которую они выбрали для своей плотины.
 
Реакция человека на окружающую среду больше похожа на реакцию других живых существ, чем на реакцию неживой материи.

 
       Люди также потребляют часть окружающей их среды для питания и размножения, превращая её в новых людей. Наша численность на планете уже превышает три миллиарда. Мы единственные живые существа, которые воздействуют на окружающую среду и другими сложными способами. Мы добываем уголь и металл, строим плотины и мосты на реках, делаем террасы на склонах холмов, запускаем спутники на орбиту и охотимся на других живых существ для еды, сырья, украшений и просто ради развлечения.
       Итак, повторим еще раз: люди больше похожи на других живых существ в своих активных реакциях на окружающую среду, чем на неживую материю с её общей пассивностью по отношению к этой среде.

1. Существуют зачатки активных реакций на воздействующую среду, даже в неживой материи. Например, затравочный кристалл, подвешенный в соответствующем растворе, «организует» до того беспорядочно расположенные ионы вокруг себя в большой кристалл, повторяющий собственный образ. Протопланеты, по-видимому, вырастут в планеты, притягивая и аккрецируя пыль и обломки первичных пылевых облаков. Однако это не является доминирующим поведением неживой материи.
Категория: Педагогика. Психология | Добавил: Alar (11.04.2022)
Просмотров: 386 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]