Главная » Статьи » Педагогика. Психология

Классическая адлерианская теория: современный взгляд

Классическая адлерианская теория: современный взгляд

Д.п.н. Тугушев Р.Х., к.с.н. Ставропольский Ю.В.,

 

На протяжении более чем полувека после того как Альфред Адлер сформулировал свою психоаналитическую теорию личности и систему психотерапии его идеи постепенно пронизывали всю современную психологию. Сдвиг психоанализа в направлении эго психологии отражает оригинальные мысли Адлера. Кроме того, в отличие от концепции З. Фрейда об управлении человеком врожденными инстинктами, у А. Адлера выдвинута идея об управлении мотивациями человека социальными побуждениями.

Утверждение Адлера о том, что люди живут в мире смыслов, соответствует социально-контруктивистскому взгляду на человеческое поведение. В качестве смысла человеческой жизни Адлер называет социальный интерес. Будучи одним из первых феминистов, он утверждал, что и мужчины, и женщины страдают от того, что обществом переоцениваются мужчины и недооцениваются женщины. Он считал, что настоящим равенством между полами может быть только позитивное отношение между мужчинами и женщинами.

Его работы, в которых констатируется единство психического и телесного, стали отправной точкой для развития психосоматической медицины. Он сделал важный вклад в теорию личности, введя понятие креативного «Я», что созвучно с современными «Я»-концепциями.

Параллели концепциям Адлера можно найти в работах антропологов, биологов и физиков.

Представление Адлера о взаимозависимости всех живых существ и их природной склонности к сотрудничеству нашло отклик в антропологии и в биологии.

Его понятие «стиля жизни», подразумевающее, что одна центральная тема выражается в каждом психическом проявлении, созвучно физике голограмм, в которой каждая часть целого есть свернутый образ этого целого.

Его понятие финальной цели, концентрирующей все движения в направлении одной точки, аналогично понятию аттрактора в теории хаоса – магнетической конечной точки, фокусирующей и ограничивающей процесс. Он верил в фундаментальную креативную силу индивидов и в их способность выбирать и изменять направление собственной жизни, это очень похоже на тот биологический процесс, который называется аутопоэзис (самовоспроизведение), являющийся автономной, самообновляющейся и самонаправляющей природой всех форм жизни.

Когда социологи, антропологи, биологи, математики, физики и психотерапевты описывают довольно аналогичные динамические структуры, можно подумать о том, что наука находится на грани новой унифицированной теории поля, предложенной в свое время К. Левиным.

Идеи Адлера нередко называют «философской антропологией», содержащей потенциальное магнетическое ядро, вокруг которого могут быть сгруппированы многие другие дисциплины. Каждый человек у А. Адлера – уникальная личность. В динамике ее поведения ведущую роль играет не секс, а социальные интересы.

В условиях интеллектуального климата начала XXI века переосмысление идей Адлера позитивно и плодотворно для более полного понимания человека и человеческих отношений в мире. Он создал интегрированную, холистическую теорию природы человека и психопатологии, комплекс психотерапевтических принципов и техник, оригинальное мировоззрение и философию жизни.

Ядром интегрированного комплекса адлерианской философии, теории и практики выступает оптимистический и гуманистический взгляд на жизнь. Он создал ценностно-ориентированную психологию, в которой человек рассматривается в качестве обладателя потенциала для глубокого межличностного сотрудничества и стремления к саморазвитию ради общего блага. Адлер одним из первых психологов утверждал, что если люди не научатся сотрудничать, то все человечество может прийти к самоуничтожению.

Если в адлерианской концепции человека выделить одну главную мысль, то это будет мысль о Человеке Социальном, тесно взаимосвязанном с другими людьми и со всей природой. Центральная проблема, стоящая перед людьми – это проблема того, как вместе жить на одной планете, воздавая должное вкладу каждого в прошлом и улучшая жизнь для нынешних и будущих поколений.

В основу созданной им психологии Адлер заложил понятие социального чувства или социального интереса Gemeinschaftsgefuehl. Это многоуровневое понятие. Индивиды могут понимать и реализовывать одни уровни социального чувства и игнорировать другие.

Когда социальный интерес сформирован на аффективно-эмоциональном уровне, человек испытывает глубинную принадлежность к человеческому роду и способен к эмпатии в отношении других людей. Такие люди во всем мире чувствуют себя как дома, принимая и позитивные, и негативные аспекты жизни. На когнитивном уровне человек признает необходимую взаимозависимость между людьми и то, что благополучие каждого, в конечном счете, зависит от благополучия всех. На поведенческом уровне такие мысли и чувства превращаются в поступки, направленные на саморазвитие и на сотрудничество и взаимопомощь с другими людьми. Тем самым, в своей основе понятие социального чувства направляет полное развитие способностей индивида, направляет процесс, в котором каждый человек развивается как личность, и все люди становятся богаче от общения друг с другом. В то же время данное понятие означает признание и принятие взаимозависимости всех людей.

В этих идеях Адлера содержится также определение отношений между «я» и обществом. Адлер, в отличие от многих, не усматривал коренного конфликта между «я» и обществом, между эгоистическим интересом и социальным интересом. Эти дихотомии ложные. Развитие личности и развитие взаимоотношений с другими позитивно влияют друг на друга. Чем больше личностно развит человек, тем сильнее его взаимосвязь с другими людьми, и наоборот, более тесная взаимосвязь человека с людьми создает более благоприятные условия для развития личности. Сейчас эту идею открывают заново.

        Классическая адлерианская теория: современный взгляд / Окончание >>
Категория: Педагогика. Психология | Добавил: Alar (10.03.2019)
Просмотров: 928 | Теги: Адлерианская теория, А.Адлер | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]