Главная » Статьи » Педагогика. Психология

И. Дан. Использование концепции Макса Люшера в школьной практике
 

      

        Как облегчить ребенку начальный период школьного обучения, связанный с необходимостью адаптироваться к новым условиям и сопровождающийся нарушениями функционального состояния организма и психоэмоциональной сферы? Уровень благополучия адаптационного периода при поступлении в школу обусловливает успешность дальнейшей социальной деятельности школьника — успеваемость, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, психологический комфорт, в конечном счете гармоничную жизнь.

       Какого человека можно назвать живущим в гармонии? По концепции Макса Люшера* это человек, у которою основные жизненные цели или основные потребности находятся в равновесии. Если же на первый план выдвигается стремление достигнуть какой-либо одной цели или, напротив, некоторые основные потребности отвергаются, подавляются, происходит нарушение душевного равновесия. Эта концепция дополняет известные методы психологической диагностики, основанной на выборе цветов и форм.

       Новым и, на наш взгляд, ценным в люшеровской концепции качества жизни является следующий тезис: основная цель человека должна быть уравновешена другими целями, и проявляться на том же уровне интенсивности. Акцент на одной цели приносит с собой опасность возникновения подавленности и тоски. При концентрации на одной цели за счет подавления другой качество жизни понижается.

       Как можно использовать концепцию Люшера о сохранении душевного здоровья в практике начальной школы? Мы исходим из положения, что преодоление невротических состояний, девиантных форм поведения у младших школьников возможно лишь с учетом их основных потребностей. Для детей это чувство единства, общности, ощущение себя как члена группы, удовлетворенность во взаимоотношениях и признании своей значимости, собственной ценности и полезности, укреплении самооценки. Это желание расширять общение, способность активно жить в новых условиях в надежде и ожидании счастья.

       Ученик, не выполняющий требования школы в отношении учебы и дисциплины, имеет меньше возможностей для «здорового образа жизни». Школьные психологи при оценке отдельных случаев неуспеваемости или нарушения поведения используют модели детерминант успешности. Качественные модели с отдельными диагностическими категориями (например, ученик невротический, с дислексией, с дисгармоническим развитием личности и т.д.) содержат в себе специфический подход.

       Часто используемой, злоупотребляемой и дезориентирующей категорией в этих моделях является «гиперактивносгь», «гиперкинетический синдром». Это обобщающее понятие для целого ряда случаев с различными обоснованиями и клиническими формами, хотя во всех фигурируют двигательное беспокойство, несосредоточенность с различными проявлениями неприспособленности к школе. Со своей позиции четырех основных жизненных целей М. Люшер считает, что «гиперактивный ребенок» не является активным. То, что на первый, поверхностный взгляд выглядит как активность, на самом деле является беспокойством, вызванным чрезмерной вспыльчивостью этих детей. Однако активность и раздраженное беспокойство — это два психологически и физиологически радикально отличающиеся состояния. Раздраженное беспокойство означает «трах перед пустотой›, ‹страх перед черной дырой›. Ребенок чувствует отчужденность, ощущает себя заброшенным. Его потребности не реализованы, поэтому он хочет чего-то большею, нечто иного. Отсюда беспокойство, настойчивая требовательность, домогательство. Ребенок не умеет остановиться‚ успокоиться, он становится нетерпеливым, раздраженным, поэтому он перевозбужден. Так возникают чувства внутреннего одиночества и опустошенности.

       Наблюдения М. Люшера можно воспринимать как руководство к тому, чтобы в школьной практике проверить целесообразность расширения существующих моделей путем подключения к ним диагностических люшеровских категорий и на практике использовать идеи М. Люошера.

          ‘ Макс Лю́шер (нем. Max Lüscher; 9 сентября 1923, Базель, Швейцария) — швейцарский психолог и разработчик цветового Теста Люшера.

 

Категория: Педагогика. Психология | Добавил: Alar (18.10.2016)
Просмотров: 257 | Теги: Иржи, люшер, макс, Дан | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]