Главная » Статьи » Педагогика. Психология

Малоокая Ж. Современное состояние проблемы воспитания «достойных граждан» в США
На современном этапе государственные органы управления США ставят перед своими школами следующие цели: воспитание гражданина, профессиональная ориентация (и даже профессиональная подготовка), признание ценности собственной личности, усвоение таких социальных ценностей, как уважение личности другого, содружество, патриотизм и благопристойность.

В 80-е гг. особую актуальность приобрела проблема качества образования, которая вызвала новую волну изучения состояния американской школы. В докладе «Нация в опасности: необходимость реформы школы» отмечается следующее: « Наше общество и его образовательные институты потеряли из вида базовые цели школы». Этот период отмечен выходом многих педагогических трудов, среди которых большой известностью пользуется книга Э.Бойера «Средняя школа. Доклад о среднем образовании в Америке» (1983). В данном исследовании на основе анализа законов об образовании многих штатов, а также руководств для учителей, в которых обоснованы конкретные задачи преподавания, автор приходит к заключению о полной неясности представлений о целях школы ее руководителей и учителей: «Средняя школа не имеет ясной и здоровой цели». Среди ведущих целей современной школы Э.Бойер определяет следующее: помочь всем учащимся развить способность критически мыслить; помочь всем учащимся познать себя, человеческое наследие и взаимозависимость мира, в котором они живут; помочь всем учащимся выполнять их социальные и гражданские обязанности.

Этой же теме посвящены книги Дж.Гудлэда «Место, называемое школой» (1983), А.Поуэлла «Средняя школа как образовательный рынок» (1985) и другие. Все они отличаются богатством фактического материала, полученного в городских и сельских, бедных и богатых, небольших и крупных (до 3 тыс. учащихся) школах различных штатов страны.

Смысл гражданского воспитания заключается в том, чтобы раскрыть общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации общества, вооружить учащихся умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи.

Характерной особенностью развития философии образования в США на современном этапе является поиск оснований для интеграции идей Неопрагматизма и гуманистической философии.

С началом 80-х гг. учителям адресуются рекомендации, направленные на развитие у школьников гражданственности, понимания системы свободного предпринимательства, на воспитание патриотизма и уважения власти. «Под базовой программой для всех учащихся, - пишет Бойер, - мы понимаем изучение тех последовательных идей, опытов и традиций, которые являются общими для всех людей как членов человеческого сообщества в данный момент истории».

Основной акцент в подготовке учащихся к социальной адаптации делается на «обеспечение учащихся знаниями, необходимыми для выживания в XXI веке». Отсюда следует, что социальная концепция «обучение для выживания» явилась следствием происходящих социально- экономических изменений в обществе. Перед государством стоят задачи подготовки молодежи к труду, воспитание человека, способного интегрироваться в социальную, экономическую и политическую структуру американского общества. Вновь актуальной становится задача объединения школы и церкви, - пишет Дж.Гольдман.

В связи с этим были созданы национальные комиссии по пересмотру содержания образования по циклам учебных дисциплин и по отдельным предметам. В 1974 г. было создано федеральное Министерство образования, на которое возлагалась ответственность за проведение общей политики на федеральном уровне в плане продвижения образовательных программ, фондов и т.п.

Большое внимание гражданскому образованию и воспитанию уделялось со стороны президентов США: проблемы воспитания гражданина всегда занимали важное место, как в предвыборных программах, так и в текущей политике. Так, Р.Рейган и Джордж Буш в качестве приоритетной цели выдвигали цель повышения качества образования.

18 апреля 1991 года президент Буш выдвинул программу «Америка - 2000. Стратегия образования». Это был смелый, комплексный, далеко идущий план реформы образования. В нем была выражена глобальная цель: Америка должна стать мировым лидером, эталоном.

Программа, рассчитанная на девять лет, состояла из четырех частей, которые должны были осуществляться одновременно. Она предусматривала реализацию ряда интересных проектов и инициатив. В их числе - Государственные школы Вашингтона для XXI века, Коалиция обязательных школ Сайзера, программа развития школ Джеймса Коумера, Ускоренные школы Генри Левина, Школы для следующего века, Школа «Сатурн» завтрашнего дня в Сан-Пауло, Модельная Школа Завтрашнего Дня в Льюисвиле (штат Техас) и ряд других.

Была поставлена задача выйти за рамки школьных стен на уровень общины и семьи. «Уровень школы не может быть выше уровня жизни в обществе, - говорилось в документе. - Каждая община должна стать местом подлинного обучения. Особенно значительной может оказаться ее роль в возрождении системы американских ценностей, в числе которых - прочная семья, ответственность родителей за своих детей, обязанности по отношению к окружающим и другие». Каждая школа Америки будет гарантировать не только подготовку учеников, но и воспитание их в духе гражданственности, ответственности за свои поступки.

Б.Клинтон внес следующие изменения: при нем была предпринята попытка унифицировать учебную программу путем введения национальных стандартов по всем предметам средней школы. Такой поворот в политике федеральной власти был обусловлен растущей в обществе озабоченностью в отношении снижения результатов национальных тестов и качества подготовки педагогических кадров.

Ключевым моментом реформы стал вопрос о том, что составляет суть образования - содержание учебного предмета или же воспитание личности. В первом случае акцент должен делаться на предметной подготовке учащихся. Второе направление ставит целью образования интеллектуальное и духовное развитие личности. Передача ученику определенных знаний рассматривается лишь как часть учебно-воспитательной работы, эффективность которой уже напрямую зависит от профессиональных и моральных качеств педагога, от состояния педагогической среды внутри учебного заведения.

По мере взросления молодое поколение оказывается перед выбором жизненной позиции. От того, какие будут разработаны пути и средства формирования человека, способного жить в гражданском обществе, зависит внутреннее состояние этого общества.

В мире по-разному расставляются акценты гражданского воспитания. В США стремятся формировать ответственность человека за судьбу демократического общества, в Европе - обучать правам человека. Н.А. Савотина считает, что необходимо определить различие между патриотизмом и гражданственностью и определяет последнее как качество нравственно-политическое. Акцент сделан на том, что «гражданственность «подпитывается» патриотизмом; патриот чувствует любовь к своей родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней». Определенность толкования этих двух понятий, по ее мнению, дает ориентир, указывающий на то, что, зачем и как воспитывать.

Такой подход к содержанию образования имеет непосредственное отношение к разработке концепции гражданского образования в США в наши дни. Следует отметить, что при каждом университете имеется центр или даже институт, занимающийся вопросами обучения демократии, правам человека и др. Американцы считают задачу поддержания демократического общества постоянной задачей образования и воспитания. В исследованиях американских ученых отмечается, что «Америка все еще превосходит многие страны по степени гражданского участия и общественного доверия», но в то же время выражается беспокойство относительно спада в развитии гражданского общества.


Внимательно относятся американские политики и социологи к развитию образования в Японии, так как именно этот фактор влияет в значительной мере, считают они, на успехи японцев в технико - экономической конкуренции. Еще в начале 80-х гг. американский автор Т.Ролен в книге «Японская средняя школа» писал: «Япония, как бы ее ни рассматривать - как угрозу или как эффектную модель - заслуживает тщательного изучения... Прежде мы экспортировали наши педагогические идеи в зарубежные страны. Теперь настало время учиться у других».

В США, в отличие от многих европейских стран, всегда существовала более демократичная (как по духу, так и по структуре) образовательная система.

Самое важное отличие американской системы образования, которое граждане этой страны не без гордости считают своим завоеванием, - это ее децентрализация - принцип, исторически связанный с другим демократическим завоеванием американского народа - развитием федерализма, основанного на значительной самостоятельности штатов.

Образование в США изначально считалось сферой компетенции штата либо местных органов власти. До сих пор существует 50 разных образовательных систем в штатах (в каждом из них - свой орган управления образованием, свое законодательство). Компетенция федерального правительства ограничена вопросами финансирования образования как важной сферы социального благополучия американского народа. В США действуют федерально-штатные программы материальной помощи детям из нуждающихся семей. Денежные выплаты таким семьям вместе с продовольственными талонами составляют более половины их дохода. Эти меры должны способствовать увеличению продолжительности обучения молодежи из бедных семей. С целью обеспечения возможности обучения молодых людей из небогатых семей функционирует федеральная система студенческих стипендий «Пелл-Грантс» (Pellgrants). Кроме этой федеральной системы, в различных штатах действуют свои дополнительные программы помощи в получении высшего образования. Так, в штате Джорджия с 1993 г. осуществляется программа «Надежда»: оплачивается обучение в любом колледже штата (но не свыше 3000 долл. в год) хорошо успевающих и не имеющих судимости студентов вне зависимости от доходов семьи. Эта сумма в основном покрывает годичную плату за обучение в государственных после средних учебных заведениях, которая в 1993/1994 г. составляла в среднем по США 1200 долл. В четырехлетних государственных колледжах накануне президентских выборов 1996 г. Б.Клинтон выдвинул законопроект, предлагающий уменьшить на 1500 долл. сумму годового налогообложения той семьи, в которой есть хорошо успевающий студент.

Специфика американских техникумов в том, что их финансирование осуществляется из фондов штата за счет средств от местных структур плюс плата за обучение. Например, техникум Вирджиния-Пьедмонт (г. Шарлотсвилл, Вирджиния). Американский техникум мобильно реагирует на смену потребностей в специалистах тех или иных квалификаций и направлений; имеет возможность оперативно изменять учебные планы, привлекать специалистов, проводить подготовку (два года до уровня бакалавра) и переподготовку специалистов, которые будут работать в этом регионе. Местные колледжи возникли как ответ на потребность образования для взрослых, образования в течение жизни, повышения квалификации и переквалификации специалистов в соответствии с потребностями рынка труда. Они дают возможность получить образование детям эмигрантов, национальных меньшинств, осуществить оперативную переквалификацию. Сегодня в 1200 местных колледжах США учатся или повышают квалификацию свыше 25 млн. человек. Знакомство с работой местных колледжей позволяет сделать вывод, что американское высшее образование ближе к жизни и потребностям конкретного человека.

Общие вопросы и координацию работы местных колледжей на федеральном уровне обеспечивает Американская ассоциация местных техникумов, в состав которой входят аккредитованные двухлетние местные техникумы и училища, корпоративные фонды, международные партнеры и родственные учреждения. Ассоциация изучает такие вопросы: образование в течение жизни, программы обучения рабочей силы и партнерства, международные учебные планы, тенденции приема и общие программы с государственными школами и общинами.

Значительные средства выделяются частными корпорациями и благотворительными фондами. Последние особенно распространены в США: к началу 90-х гг. там насчитывалось более 25 тысяч филантропических фондов с суммарным капиталом свыше 20 млрд. долл. Наибольшую известность приобрели крупнейшие фонды, носящие имена их создателей, - Рокфеллера, Форда, Карнеги, Сороса и других миллиардеров.

Отсюда право на самостоятельность в определении цикла социальных дисциплин и широкое поле деятельности для эксперимента.

По результатам опроса зарубежных исследователей, 90% опрошенных американцев сходятся в том, что основными моральными ценностями, которые должны закладываться в школе, являются честность, демократизм, готовность принять людей разных рас и национальностей, внимание к друзьям и родственникам, твердость духа и патриотизм.

Читать полностью



Источник: http://www.superinf.ru
Категория: Педагогика. Психология | Добавил: Alar (21.06.2013)
Просмотров: 643 | Теги: воспитание, США, образование | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]