Главная » Статьи » Педагогика. Психология

Р. Дрейкурс. ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

РУДОЛЬФ ДРЕЙКУРС, М.Д.

 

Директор, Центр общественных наставлений, Чикаго. Профессор психиатрии, Чикагская медицинская школа Преподаватель образования, Президент Северо-западных и Индианских университетов, Американское общество групповой психотерапии и психодрамы.

Меня попросили предметно обсудить влияние музыки на враждебно настроенных и агрессивных детей. Но сначала необходимо обсудить природу их агрессии. Агрессивное поведение у маленьких детей встречается все чаще, но мнения о природе этой агрессии сильно различаются. Это зависит от теоретических позиций наблюдателя, как им понимается эффект музыки. Если он рассматривает агрессию как результат внутренних конфликтов, подавления и разочарований, то музыку можно просто понять как «выход» для выражения этой враждебности, снимающий подавленные эмоциональные побуждения. С другой стороны, если такие предположения об «эмоциональной разрядке» накопленной враждебности, как если бы это был накопленный газ, отвергаются как научно необоснованные, тогда следует тщательно изучить связь между музыкой и враждебной агрессией.

Агрессия, насколько я понимаю, не приходит изнутри, это не внутриличностное явление, она всегда выражает отношение к другим, к внешнему миру. По этой причине невозможно что-либо сделать с враждебностью или агрессией как таковой, положительного эффекта можно ожидать только в том случае, если будет устранена основная причина, а именно нарушение отношения к другим людям.

При поверхностном наблюдении может показаться, что простые акты высвобождения враждебности, «выпуска пара» могут быть приемлемы и даже полезными. Однако более внимательное изучение позволит заметить, что такие, по-видимому, простые процедуры имеют определенный смысл для межличностных отношений. Такой «выпуск пара» может выражать проявление неповиновения или силы, или же может быть актом мщения. Он направлен против человека или ситуации, которая первоначально вызвала появление «пара».

Несколько более сложным является эффект свободно выраженной враждебности в групповой работе. Однако здесь полезный эффект агрессивных действий связан не с «разрядкой» враждебности, а с отсутствием обыкновенных и ожидаемых последствий. Обычно ребенок действует агрессивно, чтобы бросить вызов или причинить боль. В контролируемых ситуациях такие усилия ребенка оказывается напрасными. Никто не расстраивается, никто не пытается его остановить, никто не критикует, в чем же смысл? Ребенок получает впечатляющий опыт бессмысленности агрессивного поведения, и это и не само выражение агрессии — это его ответственность за результаты поведения.

Как музыка может воздействовать на агрессивного ребенка терапевтически? Музыка оказывает глубокое влияние на человеческие отношения. Она объединяет людей в группы. Следовательно, музыка может помочь установить социальную интеграцию для отдельного ребенка.

Агрессивных детей, которые являются социальными изолянтами, можно привлечь в группу через музыку. Однако этот эффект, вероятно, более важен для замкнутого и пассивного ребенка, чем для агрессивного, который в целом активен и во многих случаях интегрирован в группу одинаково враждебных и агрессивных детей. Чтобы объяснить полезный результат работы с таким ребенком, мы должны обратиться к другому свойству музыки, которое, кажется, имеет большое значение для такого ребенка.

Музыка - это не только выражение общения, инструмент групповых чувств и групповых действий, она также характеризуется внутренним порядком. Этот порядок устанавливается ритмом и гармонией. В случае групповой музыки порядок выражается в необходимости дальнейшего взаимодействия всех участников, будь то хоровое пение, ритм-бэнд или более сложные формы ансамблевого исполнения. Вероятно именно это качество естественного порядка, характерного для любой музыкальной деятельности, объясняет ее благотворное влияние на агрессивных детей.

Источником человеческой агрессии является ее направленность против давления. Агрессивная сила внутри ребенка мобилизуется против того, что он считает силой других. В драках дети сражаются не только друг с другом, но при этом и со взрослыми, родителями или учителями. На этих взрослых, против которых направлена агрессия ребенка, лежит общественный порядок. Агрессивный ребенок не желает принимать эти правила. Такое принятие, в его интерпретации, означает «подчинение». Он не желает подчиняться, поэтому он агрессивен.

Порядок социальной жизни представляется многим детям как навязывание. Они не понимают, что порядок для них тоже полезен. Они считают, что это означает просто делать то, что им велено, и не делать того, что они хотят делать. Именно это восстанавливает их против «порядка» и порождает трудности, неприемлемое поведение, социальную и эмоциональную дезадаптацию. И наоборот, любая корректирующая мера будет успешной только в той степени, в которой она изменяет неправильное представление ребенка о порядке и повышает его готовность и способность принять его добровольно и без обид.

Это та точка, где музыка раскрывает свое уникальное терапевтическое значение. Она может превратить стремление ребенка в создании шума, который был его формой неуправляемости, в упорядоченную деятельность, тем самым изменяя фундаментальное значение создания этого шума. Последствия превращения той же самой изначально разрушительной деятельности в скоординированное участие в общественной жизни стали для меня очевидными по случаю первого дня рождения моей дочери в этой стране. Она только что приехала из Европы и у нее еще не было своих друзей. Поэтому мои друзья пригласили своих детей и устроили для нее вечеринку. Моя дочь была совершенно незнакома с поведением американских детей и вскоре пришла ко мне озадаченная, не зная, что делать с этими громкими, кричащими маленькими мальчишками. Они любую организованную игру делали невозможной, утверждала она. И у меня возникла идея. Я собрал детей в круг и устроил конкурс. Ребенок, который сможет кричать громче всех, получит приз. Девочки не были в восторге от этой идеи и не видели никакой пользы в поощрении и так уже слишком шумных мальчишек кричать еще больше. Но мальчики были в восторге от этой идеи. Итак, мы начали. Естественно, чтобы сложить свое мнение о каждом детском выкрике, всем остальным следовало молчать. Определиться с победителем было трудно, поэтому мы предоставили каждому ребенку еще один шанс. После того, как победитель был определен, все дети уже спокойно играли вместе. Им просто нужно было устать от шума, потому что если бы мы не начали игру, они бы продолжили кричать так же громко, как без неё. Но крики стали социально приемлемым явлением и даже необходимым совместным предприятием и, следовательно, потеряли свою привлекательность, по крайней мере, в тот день.

Подобные механизмы начинают действовать, когда агрессивный ребенок участвует в групповом пении, особенно в ритм-бэнде. «Противостояние» довольно привлекательно для такого ребенка, потому что это выражение несогласия и противодействия. А желание сделать это обеспечивает его мотивацию, которая затем направляется терапевтом в полезные кооперативные каналы. Не осознавая этого, ребенок использует свои агрессивные тенденции в целях сотрудничества. Это уменьшает его склонность к такой деятельности, и она теряет свое прежнее значение и смысл.

Музыка в высшей степени способна побудить ребенка принять порядок. В большинстве случаев усилия взрослых направленны на то, чтобы побудить детей уважать порядок и носят устный характер с использованием замечаний, критики и угроз. Но дети приобретают аллергию на слова. Они их не слушают. Музыка это невербальное общение, ее порядок нельзя выразить словами. Поэтому ее воздействие не только незаметно, но и не встречает протеста. Дети готовы слушать музыку, при том, что они могут быть невосприимчивы к словам. Они могут принять порядок и ритм, в то время как любая другая форма может оказаться крайне нежелательной для них. Они могут захотеть занять свое четко определенное место в музыкальной группе, при том, что могут отвергнуть любую другую форму групповой деятельности.

Некоторые дети могут быть настолько встревожены, что может потребоваться время, чтобы помочь им в адаптации и даже в простом сотрудничестве в ритм-бэнде. Важно, чтобы музыкальный терапевт избегал словесного давления, к которому ребенок неблагоприятно привык. Сопротивление ребенка - это помощь терапевту, побуждающая ребенка к сотрудничеству. Таким образом, даже самый агрессивный ребенок может вскоре стать участником организованной совместной деятельности. И это может ознаменовать начало новой ориентации на общество и порядок.

 

Любое несогласованное использование данного материала: перепечатывание, заимствование, публикация и т.д., будет считаться незаконным и возможно  только с разрешения ППП «Страдис».

Категория: Педагогика. Психология | Добавил: Alar (27.02.2020)
Просмотров: 749 | Теги: агрессия, музыкальная терапия, Дрейкурс | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]