Главная » Статьи » Про школу

Вернуть здравый смысл в школу
ВЕРНУТЬ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ В ШКОЛУ

    


     Произошедшие социальные и структурные изменения в обществе негативно отразились на школе, ее статусе, как социальном институте, что, в свою очередь, не могло не сказаться на поведении школьников, их отношении к обучению.

     Телевидение, СМИ и интернет перегружены фактами асоциального поведения учеников, и их количество неуклонно возрастает. Педагоги и родители встревожены чередой серьезных проступков в классах, их все больше беспокоят конфликты, агрессия и проявление насилия.  

     Учителя тоже обеспокоены снижением своей профессиональной эффективности, авторитета и влияния. Они перегружены деструктивными поступками учеников и часто чувствуют себя неспособными эффективно справиться с их особыми возрастающими потребностями. Это губит качество обучения, разрушает взаимоотношения, снижает удовлетворенность работой. Порождает недоверие к учителям, школе и системе образования в целом.
    
     По данным проведенных международных исследований по агрессивности детей Россия уверенно входит в пятерку самых неблагополучных стран. Эти данные подтверждают и исследования НИИ психологии РАН.

     В недавнем докладе Российской академии образования было отмечено снижение социальной компетенции детей уже дошкольного возраста на 25%. При этом ученые отметили опасную тенденцию, когда более 30% самостоятельных решений имеют явно агрессивный характер. Ученые констатируют рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности.

     Материалы сравнительных исследований показывают, что если в начале 90-х годов многие подростки отличались свойственным возрасту чувством одиночества, но при этом по силе проявления их тревожность стояла на 4-5 местах, то сейчас тревожность у 12-15–летних детей вышла на 2-е место, усугубляясь чувством брошенности, ненужности взрослому миру, а отсюда опустошённость, растерянность, неверие в себя.

     Возрастает количество детей с выраженными эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряжённости из-за постоянного чувства незащищённости, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.  В этом случае  у ребенка существенно возрастает стремление к самоутверждению (доминированию и самопрезентации), но при этом резко меняется личностная направленность. Если в 1993 г., то есть 20 лет назад, 58% детей подросткового возраста характеризовались альтруистическим настроем, то сейчас такой тип направленности отмечается только у 16%, то есть уменьшение более чем в три раза.

     Можно назвать множество причин происходящего, здесь и экономическое расслоение общества, и влияние СМИ, и молодежные субкультуры, возрастание притязаний и стремление к личностному влиянию и власти, преступность и насилие в обществе.

     Социологи считают, что если существующая тенденция сохранится, то в скором времени это неминуемо пагубно отразится на всем российском обществе, на всех его характеристиках. Уже сегодня общество испытывает дефицит квалифицированных кадров, девальвацию ценностей, институтов семьи, брака. Специалисты отмечают экономическую беспомощность молодежи, безответственность, потерю ориентиров, резкий рост депрессивных состояний, агрессию, неумение взаимодействовать, равнодушие, недоверие и разобщенность.

     В этих условиях все громче раздаются голоса, требующие ужесточения дисциплины, применения административных и репрессивных мер, ювенальной юстиции, которые, по мнению экспертов, приведут к обострению сложившейся ситуации и лишь ухудшит ее.
     К сожалению, сложившаяся школьная практика способствует усилению этих тенденций. Школа и семья продолжают взаимные обвинения в беспомощности, отсутствии надлежащего воспитания. Учителя продолжают исповедовать принуждение, жесткий, административный стиль обучения. Ведущими педагогическими догмами управления поведением и его регулятором продолжают оставаться методы «кнута и пряника». Во многих школах продолжается стимулирование состязательности, соперничества, высоких результатов и совершенства. Вместо атмосферы сотрудничества, доверия и поддержки учеников встречает равнодушие, формализм, окрик, натаскивание на высокие результаты и соответствие искусственно придуманным образовательным стандартам.

     В этих условиях школа, как основной институт социализации новых поколений, теряет смысл своего существования. Отсутствие здравого смысла в школе, во взаимоотношениях детей с педагогами и друг с другом неизбежно приводит к его потере во всем обществе. Потеря здравого смысла в обществе ведет к дезориентации, разобщению, потере культурных и исторических связей, упадку и вырождению.

     Чтобы вернуть здравый смысл в школу, необходимы педагоги, способные решать эти вопросы, учителя свободные от заполнения бесконечных и бессмысленных отчетов. Необходимы школы, формирующие эффективных, социально активных, ответственных и взаимодействующих людей, будущих членов общества. Нужны образовательные системы, исключающие перегрузки, натаскивание на сдачу тестов, домашние задания, заучивание формул и правил. А самое главное - необходимы воля и тот же здравый смысл - гарант интеллектуального, душевного и психического здоровья.

Категория: Про школу | Добавил: Alar (11.12.2013) | Автор: Страдис
Просмотров: 645 | Теги: агрессия, ШКОЛА, Здравый смысл | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
+2  
1 Максим   (03.02.2014 12:51)
Однажды я общался с женщиной, которая занимает некий серьёзный пост в системе Российского образования. Так вот она высмеивала европейскую систему образования из-за того, что учебный процесс у них построен на постоянной взаимопомощи учеников друг другу. Как она утверждает, там самый умный и сообразительный не может получить свою хорошую оценку за выполненное задание пока не поможет выполнить свое задание тому, кому справится сложно. Эта женщина искренне не понимает, как можно отнимать время у умных детей, и заставлять их отвлекаться на других. В то же время в России самым умным детям учитель создает все условия для их самосовершенствования. В результате по ее мнению, на международных олимпиадах Российские дети показывают лучшие результаты, что опять же по ее мнению, доказывает превосходство Российского образования. Я сначала тоже похихикал над глупыми европейцами, но жизнь таки заставила задуматься.

Не кажется ли вам, что мы не замечаем своей огромной фундаментальной ошибки? Я сам учился в классе практически на отлично и мне знаком вкус постоянного превосходства в мозгах над остальными. Страшно то, что после окончания Российских учебных заведений, ты испытываешь острую недостаточность в этом превосходстве. И сразу следует второе: Отличников в российских классах не более 10%, далее 50% тех кто учился на 3-4, и остальные 40% ниже среднего. Так вот если отличники привыкают к успеху, то огромный процент людей в российской школе привыкают наблюдать за успехом других, при этом привыкают, что все получается в этой жизни у кого то и где то. При этом именно в Российской средней школе самый сильный никогда не обратит внимание на то, как там дела у самого слабого. При чем именно как к слабому отличник к троечнику затем всю жизнь и относится. В этой ситуации расцветает полный хаус описать который в полной мере я не в состоянии, но несколько страшных вещей видно не вооруженным взглядом. Например те парни, которые не тянут основные предметы, но обладают жизненными амбициями, к старшим классам, не заметно для себя начинают вести себя в школе вызывающе плохо именно потому, что хотят выразить протест окружающим, за то что последние не хотят видеть их талантов. В попытке обратить на себя внимание они начинают рушить запреты: отсутствие дневника, сон на парте, драки за школой, курение, алкоголь и т.д.

Но самое главное, именно из за российского образования мы, Русские, к совершеннолетнему возрасту, не становимся командой. Мы никогда не надеемся на плечо окружающих, потому-что сами не умеем, стремясь к своей цели, обратить внимание на проблемы окружающих. Именно по этому у нас не развиваются профсоюзы, потому что мы не понимаем как можно жить и бороться для кого то. Ты можешь нанять на работу человека и не заплатить ему, потому что во-первых нам совершенно не интересно сколько у него детей и какой долг за ЖКХ, а во вторых потому что никто не придет за него заступиться. Милиционер и судья с легкостью могут посадить кого угодно , потому что никто не придет на защиту этого бедолаги. И мы сколько угодно можем кричать, что драться бессмысленно, при этом так не разу и не попробовав подраться. Тут же вспоминаем некого страдальца, который хотел судиться, а его затюкали. Да, но затюкали потому что он был один!!! Нам вообще ничего не интересно, что находится за пределами нашего порога. Нет, хочется конечно, что бы кто нибудь создал за окном цветущий рай, но при чем тут я?

Гражданское общество, патриотизм начинается с умения сострадать ближнему. Нужно на системном уровне учиться с малых лет откладывать свои дела и проявлять участие к проблемам другого. И я уверен что огромное количество проблем нас оставят, если мы как можно быстрее реформируем нашу систему образования и начнем в школе готовить Русских людей не только к ЕГЭ, но и к дальнейшей жизни, где можно жить достойно только сплотившись. Нынешнюю систему образования предложили 100лет назад. Согласитесь, пора бы ее подредактировать.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]